Обстановка в Гагаузии, где 14 мая прошел второй тур выборов главы региона, накаляется. Местный ЦИК объявил победителем Евгению Гуцул, представляющую оппозиционную партию «Шор», она набрала 52,34% голосов. Победитель выборов выступает за укрепление отношений Гагаузии с Россией и планирует открыть представительство региона в Москве.
Естественно, Кишинёву итоги выборов не понравились. Центризбирком Молдавии заявил о возбуждении дел в связи с возможным незаконным финансированием кандидатов. В гагаузский избирком нагрянули с обыском оперативники Национального антикоррупционного центра (НАЦ) Молдавии.
«Майя Санду руками силовиков украла бюллетени наших избирателей! Силовики помогли сотрудникам антикоррупционной прокуратуры прорваться в здание суда и вынести бюллетени. Позор! Президенту и всем ее помощникам, что идут против народа и его воли», — написала в своем ТГ-канале Евгения Гуцул.
Народное собрание Гагаузии законность избрания Гуцул признало большинством голосов. Как заявил его председатель Дмитрий Константинов, таким образом депутаты решили поддержать свой ЦИК.
«Мы не потерпим давление центральных властей на Гагаузию. Спасибо, что большинством голосов вы поддержали решение Центризбиркома», — сказал Константинов.
Парламентарии также выступили за проведение 27 мая Съезда депутатов Гагаузии всех уровней по вопросу отношений с центральными властями Молдавии, на котором намерены высказать претензии к Кишиневу из-за ущемления прав и полномочий автономии.
Прекратить давление на Гагаузию и местный ЦИК потребовала оппозиционная Партия социалистов Молдавии, где скандальные заявления Майи Санду, премьер-министра Дорина Речана, обыски в Центризбиркоме Гагаузии назвали свидетельством твердого намерения режима Санду «аннулировать итоги свободного волеизъявления жителей Гагаузии». Действующая глава Гагаузии Ирина Влах также призвала Майю Санду прекратить терроризировать автономию.
«Я призываю президента следовать букве закона и прекратить давление на Гагаузию. Сегодня центральная власть опустилась еще ниже. Открытому давлению подверглись избирательные органы нашей автономии», — заявила Влах.
Лидер молдавской оппозиционной партии «Шор» Илан Шор не исключает, что Кишинев добьется отмены результатов выборов главы Гагаузии, и это повлечет за собой гражданское неповиновение: «Мы будем защищать голоса и основной принцип демократии: это право свободы выбора человека до конца».
События в Гагаузии он назвал подтверждением беспредела, происходящего в Молдавии. В свою очередь Евгения Гуцул в своем ТГ-канале призвала руководство Молдавии «уважать свободный выбор народа Гагаузии и положить конец беспределу и угрозам оружием в адрес наших граждан».
«Я призываю всех граждан прийти к зданию ЦИК в Комрате, чтобы вместе защитить наше настоящее и наше будущее, защитить наш выбор», — написала Гуцул.
Пророссийские настроения в Гагаузии традиционны и сильны, в то же время Кишинёв выбрал курс на евроинтеграцию. При этом отношения региональных властей с центральными уже давно напряженные.
— В контексте общей ситуации в Молдове победа «Шор» знаковая, потому что показала, что не везде работает репрессивный аппарат Молдовы, но одновременно она «пиррова», — считает депутат V созыва парламента Приднестровья, социолог, политолог Дмитрий Соин. - У кишиневских властей есть масса инструментов, чтобы, во-первых, обнулить эти результаты, в-вторых — подвергнуть репрессиям гагаузский актив, что собственно уже происходило, когда молдавские силовики ворвались в ЦИК Гагаузии и устроили там погром. Это вызвало недовольство людей.
Но это всего лишь прелюдия к еще более масштабным вещам, так как противодействие силовикам может повлечь введение батальона спецназа, чтобы взять под контроль Комрат, другие районные центры и уже приступить к задержаниям и изоляции актива, который может оказать сопротивление.
У гагаузов сейчас ситуация очень сложная. Это народ, который исторически тяготеет к России, не видит себя без нее, но за годы так называемой независимости Молдавии население Гагаузии сократилось примерно на треть. Люди уехали на заработки, главным образом в Россию. В регионе остались в основном пожилые, дети, занятые в мелком бизнесе и какое-то количество тех, кто задействован в госаппарате, поэтому человеческий ресурс в Гагаузии хлипкий, он вымывался все эти годы.
Молдавия вообще рекордсмен по потере населения за годы независимости. Она лишилась до 40% населения, а юг республики в этом плане рекордсмен внутри нее самой, потому что политика Кишинева была направлена на удушение Гагаузии. Если в центральные районы страны шли хотя бы какие-то инвестиции по линии Евросоюза, Румынии, то в Гагаузию почти никто ничего не давал.
Ситуация как в песне про «Варяг» — «последний парад наступает». Если они сейчас смогут отменить выборы, не допустят Гуцул к исполнению обязанностей башкана (глава Гагаузии — «СП»), то это приобретет характер уже достаточно радикальной борьбы и через два-три хода может быть поставлен вопрос, «а зачем вообще нужна эта автономия».
«СП»: Гуцул, Шор, некоторые другие представители региона и оппозиции призывают выходить на митинги протеста. При этом Кишинев настроен весьма радикально, судя по всему. Это может привести к тому, что прольется кровь?
— По большому счету, любые митинги, которые не санкционированы, могут попасть под дубинки полиции и это, наверняка, приведет к столкновениям, к крови. И потянет за собой дальнейшую цепочку событий.
Проблема в том, что гагаузский актив — это примерно сто тысяч человек, среди которых доминируют в основном люди старших возрастов. У Молдавии в активе легитимный спецназ, право на применение насилия с точки зрения официальной власти и плюс в стране уже давно расквартированы и готовы к действиям специальные структуры Румынии. Кроме того, там же находится группа из Украины, которая откомандирована туда, чтобы оказать поддержку кишиневским властям, если протесты оппозиции станут угрожающими. То есть подготовлены титушки, которые засветились уже на одной из акций — стояли крепкие парни, с которыми пытались заговорить на молдавском языке, но они не смогли ответить, так как оказались не местными.
Если начнутся беспорядки, то, на мой взгляд, власти смогут жестоко и достаточно быстро задавить протестующих. В таком случае у гагаузов будет единственный выход — обращаться за помощью к России, опираться на положения Устава, у них есть гагаузская Конституция. Только поддержка России сможет их спасти. Самостоятельно им не выиграть схватку с Кишиневом, слишком неравны силы.
«СП»: Чем Гагаузии может помочь Россия?
— Учитывая трусливый характер руководства Молдавии, на него очень действуют окрики из Москвы даже по дипломатическим каналам. Помните, когда они уже собирались развязать по сути войну против Приднестровья, заявления МИДа и Минобороны России хватило. Я не готов за официальных лиц выдвигать версии, но знаю, что Гагаузия смотрит на Россию с надеждой. В этой ситуации люди, которые наделены полномочиями, должны продумать, как поддержать гагаузов.
«СП»: Кишинев, судя по всему, рассчитывает на поддержку своих действий Евросоюзом, НАТО, США. Она может быть реальной или ограничатся словами?
— Когда дискутировали по поводу того, что будет на Украине, возобладало мнение, что НАТО ограничится декларациями, но мы видим, чем это закончилось — массированной военной помощью киевскому режиму.
Для поддержки Молдавии НАТО уже сосредоточило в Румынии подразделение «Кричащих орлов», это элитная воздушно-десантная дивизия США, там расквартированы французы, подразделения британского спецназа. На усиленном режиме службы находятся силовые подразделения Румынии. В случае какого-то сценария они несомненно окажут прямую помощь Кишиневу.
«СП»: Какова вероятность разворота Молдавии к России, к более дружественным отношениям с нами?
— На мой взгляд, Молдавия никогда не отворачивалась от России, тем более народ никогда не отворачивался и не отвернется от братского русского. На уровне общественного мнения, реальных потребностей населения, исторической памяти Молдавия всегда будет обращена в сторону России.
Проблема в том, что мы вчистую проиграли республику в сегменте правящих, медийных, социальных элит. То, что коллективному Западу удалось подкупить через фонды, через посольства. Они работают через очень узкие социальные группы, которые подпитываются грантами, деньгами, другими благами со стороны ЕС и США. Остальная часть населения прекрасно понимает, что рынки сбыта для молдавской продукции — это Россия, к нам люди едут работать, огромное количество смешанных браков.
Собственно, сама Молдавия возникла благодаря России — в результате русско-турецких войн эта территория освобождена от турок, затем благодаря Сталину возникла сперва Молдавская автономия, а затем и МССР. А кто бы они были? Это трудно перечеркнуть.
Проблема в том, что мы не умеем работать ни с населением, ни с элитами, не очень у нас это получается. Если проанализировать ситуацию на постсоветском пространстве, то российское влияние сокращается не из-за того, что кто-то наращивает успех, а из-за того, что мы его не развиваем. Проще всего свалить на козни Сороса, злой умысел Госдепа и прочее, но возникает вопрос: а мы где?