Вояж Евгения Пригожина во Владивосток наделал много шуму. На фоне СВО он из «повара Путина» переквалифицировался в узнаваемого и авторитетного политика. Многие его высказывания едва ли не ежедневно транслируются не только российскими, но и мировыми СМИ. Поэтому поездка лидера «Вагнера» в отдалённый российский регион была воспринята чуть ли не как попытка обаять потенциальный электорат накануне выборов федерального уровня.
Некоторые его даже прочат в преемники ВВП, со всеми вытекающими. Так что заявление Пригожина о необходимости мобилизации двух миллионов человек, чтобы «превратить страну в железного монстра» разлетелось по СМИ широко. А вот ответ на вопрос: надо ли закупать боеприпасы для СВО у КНДР, оказался не в фокусе внимания, хотя и разошёлся по соцсетям.
А ведь все помнят, как грозно Пригожин ругался с министерством обороны из-за нехватки боеприпасов во время штурма Бахмута. Грозился даже, что «Вагнер» оставит позиции, и «тогда ВСУ будут под Ростовом». А раз в закромах Родины чего-то не хватает, то это надо закупить у того, кто готов предложить нужный товар. Законы рынка, ничего личного.
На вопрос о боеприпасах для СВО Пригожин ответил утвердительно: «Если есть возможность закупать, я подчёркиваю: если есть возможность, чтобы мы не возбудили сейчас американцев, и они не сказали, что я во Владивосток приехал у Северной Кореи что-то закупать. Но сто процентов, закупать надо. Боеприпасы нужны, и разные. Что-то наши мощности позволяют выпускать, а что-то — тяжело. Чем больше сможем закупать у других стран, тем лучше».
США, напомним, уже обвиняли КНДР в поставке вооружений «Вагнеру», но доказательств предъявить не смогли. Потому как Россия с железобетонной твёрдостью придерживается санкций в отношении Пхеньяна, констатирует эксперт Александр Мостов.
— Евгений Викторович тут прав. России действительно выгодно было бы закупать продукцию военного назначения из КНДР, которая способна закрыть определённые потребности. Причём выгода есть как с экономической, так и с военно-стратегической точки зрения: в то время как ВСУ начинают испытывать всё более острую нехватку в снабжении, ВС РФ, имея за спиной заранее заготовленные резервы, смогли бы в скором времени перехватить инициативу.
Специальная военная операция на Украине уже давно вышла из той фазы, когда всё можно было решить в течении нескольких месяцев. Теперь же, произнося аббревиатуру «СВО», мы говорим не о локальном боестолкновении, а о долгосрочном региональном военном конфликте, в котором победит наиболее оснащённая сторона.
Тем не менее, я должен подчеркнуть, что, как ни парадоксально, все имеющиеся на данный момент заявления в СМИ о совершении каких-то оружейных сделок между Россией и КНДР или же об их подготовке являются фейками. Потому как Россия строго соблюдает санкционный режим в отношении КНДР даже в ситуациях, когда выгодно было бы этого не делать.
«СП»: А перспективы каковы?
— Судя по тенденциям, которые я сейчас могу наблюдать, Россия вряд ли изменит свою санкционную политику против КНДР. Конечно, после начала СВО представители МИД РФ регулярно делают заявления в поддержку Северной Кореи, а та в ответ поддерживает Россию на голосованиях в ООН. Но пока что все разговоры о пересмотре санкций или их смягчении принципиально переводятся в область «культурного обмена», — считает Александр Мостов.
А ведь Северной Корее есть что предложить. Неслучайно же каждый пуск северокорейских ракет вызывает истерику не только в Сеуле и Токио, но и в Вашингтоне. И неважно, с какими целями он был произведён: учебными или испытательными. Бурная реакция последует в любом случае. Потому как ракеты эти летят всё дальше. И система ПВО у Пхеньяна тоже на уровне. Поэтому соседи с юга ведут себя тихо и вежливо. И их беспилотники (никто ведь не сомневается, что в Южной Корее они имеются в большом количестве) не порхают в северокорейском небе.
— Это идёт ещё с ельцинских времён: навводили санкций против КНДР, теперь расхлёбываем, — напомнил военный эксперт Михаил Александров.
— Тогда проводилась политика поддакивания американцам. И мы теперь обязаны эти санкции соблюдать. Видимо, в нашем МИДе считают, что пусть всё кругом рушится, но мы санкции соблюдать будем, потому что они приняты Совбезом ООН. А ведь в своё время СССР даже противостоял войсками ООН в Корее, когда нам было нужно.
Сейчас — непонятная зацикленность на соблюдении решений Совбеза. Хотя Запад, как мы знаем, соблюдает их не всегда. Вот, Минские соглашения тоже были одобрены СБ ООН, а потом оказалось, что Запад и не намеревался их выполнять. Или договор по ядерной программе с Ираном… США взяли и вышли из него. То есть они делают, что хотят, а российский МИД продолжает выполнять невыгодные нам соглашения. И всё это под предлогом следования международному праву. Дескать, мы не можем нарушать, мы не такие…
«СП»: Но в отношении Ирана тоже жёсткие санкции действуют. Но, тем не менее, с ним мы сотрудничаем, в том числе — в военной сфере. Хотя режим там куда своеобразнее, чем в КНДР. В Иране у власти теократы, ко всему прочему — шииты (явное меньшинство в исламском мире), а в России большинство мусульманского населения — сунниты. Но сотрудничество с Ираном — это круто и возможно, а с КНДР — нельзя-нельзя. Почему?
— Во-первых, не все санкции против Ирана одобрены СБ ООН, то есть мы не обязаны им следовать. Во-вторых, мы и с Ираном сотрудничаем недостаточно. Помните, Медведев запретил поставлять туда С-300. Истребители мы должны были им поставить — не поставляем. Это всё последствия «козыревщены», такие вот «родимые пятна» 90-х. Раболепствовать перед Западом начал Шеварднадзе, Козырев активно продолжил. А нынешний глава МИД является их протеже, между прочим.
Пока в МИД не придут новые люди, не связанные с принятием различных резолюций в период Горбачёва-Шеварднадзе и Ельцина-Козырева (который, кстати, получил гражданство США) толку не будет. А вот на восточном направлении у нас явные успехи, — уверен Михаил Александров.
В общем, по мнению экспертов, с Ираном Россия сотрудничать будет (и это хорошо), а с КНДР — нет, потому как побоится разгневать западных «партнёров». Хотя чего ещё бояться? Сто пятисотого пакета санкций?