Вслед за Украиной США могут бросить на Россию прибалтийских лимитрофов — их не жалко и мозгов у тамошних руководителей нет «от слова совсем». Так можно перевести с путаного дипломатического языка на обычный высказывания Андерса Расмуссена, в прошлом генсека НАТО, а ныне официального советника Владимира Зеленского по вопросу о месте Украины в будущей архитектуре европейской безопасности.
Группа стран альянса, по мнению самостийного датчанина, «может захотеть ввести войска» в незалежную, пока другие государства-члены, в том числе США, обсудят предоставление Киеву «реальных гарантий безопасности на саммите в Вильнюсе». Расмуссен, как и Зеленский, совершил вояж по Европе, побывал в Вашингтоне, оценивая решимость участников перед началом той самой, судьбоносной встречи в верхах 11 июля. А настроения меняются.
Истый скандинав, характер нордический, только намекает, что даже если одна группа государств предоставит Украине гарантии безопасности, другие все равно продолжат настаивать на членстве незалежной в альянсе. Расмуссен, вторит другому скандинаву, норвежцу, нынешнему главе НАТО Йенсу Столтенбергу, который считает, что «гарантии безопасности» для киевского режима неизбежны.
При этом все натовские генсеки выглядят какими-то запуганными и робкими, привычно повторяя, что НАТО, в соответствии с пятой статьей Вашингтонского договора, предоставляет полноценные гарантии лишь полноправным членам блока. Об этом напоминает газета Guardian, которую процитировала и «Свободная пресса». Формально Польша и Балтия под категорию «полноправных» подпадают.
Независимый военный эксперт Александр Храмчихин считает, что возможно, исходя из концепции «Окон Овертона», происходит раздвигание границ допустимого спектра мнений в публичных высказываниях, когда сначала вопрос обсуждают только чисто гипотетически, потом бывшие чиновники — как вероятный и, наконец, действующие политики, принимающие решения, — как само собой разумеющийся:
— Хотя бывший высокопоставленный чиновник — практически то же самое, что просто какой-нибудь эксперт-аналитик, это совершенно очевидно. Так же, как то, что поляки с огромной вероятностью пойдут на Украину просто затем, чтобы вернуть свои бывшие территории. Но это будут действия самой Польши, отнюдь не НАТО.
«СП»: А страны Балтии возьмут в «поход на русских» просто для компании?
— Не знаю, примут ли те участие в этой кампании. Но, если на то пошло, Польша может претендовать на значительную часть территории Литвы, исходя из того же принципа «вернуть свое». Учитывая военный потенциал прибалтов, который и так был мизерным, а они больше половины отдали Украине, то все три республики могут оказаться вообще не при делах.
«СП»: Но экс-генсек НАТО связывает введение некоторыми странами своих регулярных войск на территорию Украины «в индивидуальном порядке» с приближающимся саммитом НАТО в Вильнюсе. Дескать, если дискуссия затянется, то поляки начнут действовать решительно.
— Поляки начнут действовать решительно, но самостоятельно. К саммиту это, я думаю, не имеет ни малейшего отношения. Если такое произойдет, то станет не операцией НАТО, а действием конкретных стран.
«СП»: И никто, никакая Америка их, гордых шляхтичей, в этом вопросе никуда не подталкивает?
— Америка, может быть, не против такого варианта развития событий. Европа их, наверное, очень сильно удерживает, но поляков это не волнует вообще. Не стоит говорить, что восточных европейцев «кто-то куда-то подталкивает», это наоборот они всех подталкивают. Это давно очевидно, и такого рода вопросы: «Не подталкивает ли кто-то поляков?» — звучат абсурдно.
«СП»: То есть просто разгорелся «старый спор славян», как во времена Пушкина? Поляки всерьез надеются нас победить? Добить «старого медведя» — в смысле Россию.
— Да. Я не исключаю, что они именно на это надеются…
Если внутри НАТО договориться по поводу Украины не смогут, некоторые страны примут свои меры — существует такая вероятность. Польша и так активно занимается оказанием конкретной помощи киевскому режиму, и бывший генсек не исключил, что эта страна начнет действовать еще активнее, но — самостийно. За ней последуют страны Балтии, возможно, даже разместив свои войска на пока еще украинской земле.
Поляки всерьез задумались о том, чтобы собрать коалицию желающих, если незалежная получит в Вильнюсе дырку от бублика, считает Расмуссен. Мол нельзя недооценивать чувства поляков, считающих, что Западная Европа слишком долго не прислушивалась к их предостережениям по поводу «русского менталитета». По мнению бывшего генсека, обращение незалежной за такой военной помощью — абсолютно законно.
И ставки достаточно высоки, чтобы задействовать собственные войска. Некоторые государства так считают. Да, есть риск угрозы единству НАТО. А вы примите незалежную в блок и никакого риска не будет, а только «мощные гарантии безопасности».
Германия по-прежнему опасается заходить слишком далеко, чтобы не спровоцировать Россию. И Франция боялась, но «после медленного старта теперь нарастила импульс». Хотя, проговаривается Расмуссен, даже гарантий безопасности будет недостаточно.
Директор музея войск ПВО, полковник в отставке Юрий Кнутов считает, что поляки, возможно, привлекут прибалтийские войска и других «солдат удачи» для развертывания новых контингентов на Украине, но все это происходит, как правило, в добровольно-принудительном порядке:
— Ведь в НАТО уже не знают, что делать для того, чтобы поддержать цели, которые они декларировали — разрушение России. Естественно сейчас у них ставится вопрос любым путем, хотя бы попытаться сделать все, чтобы Россия потерпела поражение и для этого они готовы на практически откровенную интервенцию.
Сейчас обсуждается между Австралией, США и Украиной возможность поставок туда австралийских «Хорнетов», F/A-18. Это американские палубные истребители-бомбардировщики и штурмовики, разработанные еще в 1970-х годах. То есть в связи с тем, что «контрнаступ», во всяком случае на первом этапе, провалился, эскалация нарастает.
«СП»: Ответом на нее с нашей стороны будет превентивный ядерный удар, ничего другого не останется?
— Теоретически — да, но все будет зависеть от того, как оформят этот международный контингент. Части НАТО — один разговор, это нападение западного военного блока на нас. А «международные добровольческие силы» — совсем другое.
«СП»: Похоже на то, как было в 2003 году, когда началось вторжение США и их союзников под названием «Операция «Иракская свобода»?
— Нет, в Ираке были регулярные части, а здесь предполагается коалиция, не имеющая статуса НАТО. Такое прикрытие, чтобы к военному блоку с юридической точки зрения это не имело отношения. Хотя реально, мы все прекрасно понимаем, что это будет НАТО. И эскалация действительно может привести к началу ядерной войны.
«СП»: Что делать с этими «миротворцами»? Бьют, как известно, не по паспорту, а по лицу, иногда чем попало. Но весь имеющийся арсенал обычных вооружений уже кажется опробован?
— Как что? Истреблять. Сначала истреблять обычным оружием. Однако, учитывая те акты геноцида, которые против нас совершены, вопрос реального применения ОМП может встать в самое ближайшее время. Это и разрушение Каховской ГЭС, аммиакопровода «Тольятти — Одесса», и угрозы повторного взрыва Крымского моста, о чем пишет Джордж Сорос в статье, опубликованной в Project Syndicate сразу после удара по Каховской ГЭС. Мол, трудности, которые вызовет вывод моста из строя, окажет «благотворное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране».
«СП»: Как быть с радиоактивным заражением местности? Много лет назад, во время первой холодной войны, много говорили про нейтронную бомбу, которая якобы местность не заражает, уничтожая только живую силу противника? Сохранились они в наших арсеналах?
— При тактическом ядерном взрыве радиоактивное заражение произойдет, но не столь сильно, как в случае применения более мощного заряда. Что же касается нейтронных боеприпасов, они нужны, но для других целей. В обычных военных действиях они мало эффективны, поскольку предназначены для противоракетной обороны…
Некоторые союзники по НАТО могут даже согласиться на гарантии безопасности, лишь бы не допустить полноправного членства Украины. Другие восточноевропейские политиканы из группы наиболее ярых восточно- и центральноевропейских союзников, спят и видят незалежную в альянсе. Ее, мол, опасно оставлять «в приемной НАТО» надолго. Пригласить без предварительных условий, как Швецию с Финляндией, чтобы не разочаровывать. И пригласят, позволяет себе толику иронии редактор Guardian Патрик Винтур: если только Путин не использует свое право вето.