Решение Венецианской комиссии рекомендовать Киеву отложить имплементацию закона об олигархах не повлияет на готовность государства бороться с ними, заявил министр юстиции Украины Денис Малюська.
Кроме того, он предположил, что к окончанию конфликта с Россией олигархи исчезнут вовсе.
«Должным образом оценить влияние закона об олигархах на политическую систему, на правовую систему, крайне сложно. Может, вообще тогда олигархов не будет, и нужды в законе не будет, и его нужно будет отменить», — заявил министр.
Принятый Верховной радой еще осенью 2021 года Закон о «деолигархизации» запрещал богатейшим людям Незалежной финансировать политические партии и владеть СМИ. При этом полномочиями о признании олигархами обладал только СНБО, что было воспринято как попытка офиса президента установить тотальный контроль над прежними властителями судеб Украины. Впрочем, «зачистка» олигархов началась фактически в 2014-м, когда был свергнут их ставленник Виктор Янукович. После этого Запад начал все больше прибирать к рукам их собственность.
Однако 12 июня Венецианская комиссия предложила приостановить действие нового закона из-за несоответствия стандартам ЕС, в частности, критиковалась возможность СНБО единолично назначать граждан олигархами, так как этот статус предполагает существенные ограничения в правах.
Как это понимать? Запад решил включить заднюю и не уничтожать украинский олигархат до конца? А он вообще еще остался?
— Крупный бизнес, который принято называть олигархами, на Украине никуда не исчез, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— На сцене все те же — Ахметов, Коломойский, Порошенко, Пинчук
«СП»: Как, по-вашему, изменилась роль олигархов с 2014 года?
— Роль олигархов изменилась скорее не с 2014, а с 2022 года, с началом СВО. Это позволило режиму Зеленского существенно централизовать власть. Пространство для маневров и интриг у украинских олигархов значительно сократилось, а правящий режим получил возможность «доить» их на «патриотические нужды».
«СП»: Олигархи в своё время поддержали Майдан против своего же ставленника. При том, что майдан имел антиолигархическую направленность, был призван передать их собственность в руки иностранцев. Как это объяснить? Они дураки? На что рассчитывали?
— Янукович не был ставленником всех олигархов. Он представлял конкретно донецкий клан и работал в его интересах, пытаясь подмять под «донецких» весь украинский бизнес и тем самым нарушая баланс между олигархическими группировками. Понятно, что другим олигархам это не понравилось, и они скооперировались, чтобы «завалить» Януковича. В логике «семибанкирщины» эти действия были абсолютно естественными.
«СП»: Кроме того, многие олигархи поддержали войну. Тот же Ахметов, которому в 2014 подарили Мариуполь, попер против России, в итоге потерял все. Как это объяснить?
— Ахметов — украинский олигарх, и играл по правилам украинской системы. А на Украине после 2014 года любой бизнес вынужден быть «патриотичным», никакие заигрывания с пророссийскими настроениями были более невозможны. Тем более, Ахметов, будучи «донецким», должен был демонстрировать, что он в этом смысле святее папы римского, а не какой-то там «сепар». Это его в конце концов и подвело.
«СП»: Новый антиолигархический закон окончательно уничтожит олигархов? Или кто-то из них имеет шансы на выживание?
— Не думаю, что уничтожит. Закон ограничивает олигархов в правах и вынуждает их «сплотиться вокруг родного флага», т.е. Зеленского. Пока продолжается конфликт, это закономерно. Тем более, сами украинские олигархи заинтересованы в сохранении Украины и ее победе, поскольку опасаются прихода российского бизнеса и передела собственности в случае победы России. Это, кстати, одна из причин, почему украинские олигархи всегда спонсировали украинский национализм. Но если война закончится, и Украина в том или ном виде сохранится, борьба олигархических кланов друг с другом и с украинской властью, скорее всего, начнется снова.
— Фактически вся история независимой Украины — это история борьбы за капиталы и влияние украинских олигархов, — считает председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Украина — это наглядный пример того, во что превратилась бы Россия, если бы в ней продолжались «семибанкирщина» и «золотые девяностые».
Закон «О деолигархизации», принятый по инициативе Зеленского в 2021 году, разделил историю украинского олигархата заметным барьером. С 2014 года до прихода Зеленского украинские олигархи переживали новый этап резкого роста своего влияния и капиталов. Потерявший свой бизнес на Донбассе Ахметов к 2021 году практически вернул и приумножил свое состояние, доведя его до более чем 11 миллиардов. Резко поднялись агробароны — Косюк и Вадатурский, ставшие миллиардерами. Естественно, сам Порошенко, воспользовавшись статусом президента, тоже вошел в клуб миллиардеров. Сохранили и приумножили свое влияние Пинчук и даже Новинский. Из пострадавших можно назвать только Коломойского, который, рассорившись с американскими кураторами, был вынужден уйти из первого ряда главных олигархов Украины.
И каждый олигарх имел свои СМИ, свои партии и фракции. Практически каждый олигарх на Украине имел свой телеканал, лоббирующий и продвигающий интересы хозяина.
Украинские олигархи объективно делали очень дорогим процесс курирования Украины со стороны Запада, поскольку каждое решение, проводимое через Верховную Раду, требовало очень больших денег для покупки депутатов. Инструментом этого «укрощения» олигархата и стал закон «О деолигархизации», принятый в 2021 году.
«СП»: По-вашему, олигархи все еще играют важную роль в политической жизни Украины?
— Фактически сегодня олигархи превратились просто в кошельки на ножках, которые судорожно стремятся сохранить остатки своих состояний. Ни о каких политических амбициях они сегодня не помышляют. Они соревнуются размерами помощи, которую оказывают ВСУ, и даже Порошенко заметно умерил свою риторику против Зеленского. Они все перестали быть олигархами в полном смысле этого слова, поскольку потеряли все рычаги воздействия на украинскую власть.
Посмотрите, как практически единогласно нынешние депутаты ОПЗЖ поддерживают все законопроекты Зеленского. Любая оппозиция власти на Украине фактически исключена.
«СП»: Зачем они тогда Майдан поддержали? Не понимали, чем кончится? А Ахметов и вовсе все потерял, сделав ставку на войну.
— «Евромайдан» — это время определенного противостояния и борьбы олигархов. «Антимайдан», как впоследствии и оппозиционные партии в виде «Оппоблока» были тоже инициированы украинскими олигархами, такими, как Ахметов и Новинский.
Но, как это часто бывает, пророссийские движения в Харькове, на Донбассе и юге Украины вышли из-под контроля олигархов, которые видели в них просто рычаг давления на Порошенко и Коломойского, и приобрели характер настоящего антифашистского восстания.
Эти восстания были разгромлены в Харькове и на юге Украины, но выстояли на Донбассе. Ахметов тогда очень умело перескочил в другую лодку, и договорился с Порошенко о создании общего бизнеса, сохранив и затем приумножив свое состояние.
Но главной причиной переориентирования всех украинских олигархов было то, что они считали именно российский капитал главным врагом и конкурентом. Они также понимали, что любой конфликт с Западом для них может закончиться очень печально, о чем им говорили примеры Коломойского и Фирташа. Все это делало безальтернативной их ориентацию на Запад.
«СП»: Почему сейчас откладывают вступление в силу «антиолигархического» закона"?
— На данный момент, я полагаю, данный закон, как инструмент укрощения украинских олигархов, потерял свое значение. Они и без него полностью подчинились всем требованиям и условиям, предъявленным украинской властью. Запрет на владение олигархами СМИ также полностью утратил смысл, поскольку и так запрещено вещание всех каналов, кроме правительственных.
Кроме того, на данный момент всем выгодно продемонстрировать единство капитала, политической верхушки и силового блока в борьбе против России. Однако данный закон все равно остается дамокловым мечом, и в любой момент может возобновить свое действие.
«СП»: Малюська при этом считает, что это не повлияет на борьбу с олигархами, и их скоро не останется. Так ли это? Исчезнут ли олигархи полностью, или кто-то останется? Добьет ли их новый закон, итоги СВО или что еще?
— Я полагаю, что в первый ряд украинских миллиардеров рвутся те, кто имеет доступ к западной помощи, кто распределяет финансовые потоки от западных банков, кто курирует военное производство, разработку нового вооружения и обеспечение армии обмундированием.
Резко упали доходы традиционных отраслей — энергетики, металлургии, сельского хозяйства, и ни о каких инвестициях в эти отрасли не может идти и речи. Идет крупный передел влияния и капиталов, однако все новые и старые богачи уже не могут быть в оппозиции власти, не могут формировать политические силы и конвертировать в политическое влияние свои капиталы. Золотой век украинских олигархов закончился очень бесславно, приведя страну в состояние краха.