Госсекретарь США Энтони Блинкен наконец-то в Пекине, хотя обещал там быть еще в феврале. Тогда не срослось.
О том, «для чего визит» и «почему визит», «Свободная Пресса» попросила рассказать Алексея Маслова, востоковеда, директора Института стран Азии и Африки МГУ:
— Прежде всего нынешний визит Энтони Блинкена — это выполнение обещания, сделанного почти год назад, а именно посетить Китай и урегулировать все основные проблемы между странами. И если бы поездка вновь не состоялось, считалось бы, что у США уже нет никакой гибкости и никаких возможностей договариваться с Китаем. Это первое.
Второй момент: оказалось, что Китай в своих переговорах по урегулированию российско-украинского конфликта пусть и не столь успешен, как хотели бы в Пекине, но при этом довольно много стран, в том числе и европейских, позитивно откликнулись на эту китайскую идею. Тем самым Китай приобрел довольно серьезный имидж как международного миротворца, чего ранее у него не было. И это новая позиция, по которой нужно считаться с Китаем.
Думаю, что главная задача, стоящая перед визитом Блинкена — увязать две позиции. Это отношения США и Китая по тайваньскому вопросу, где нужно показать — Штаты не отступятся от своей позиции, если Пекин будет продолжать поддерживать Россию или, как это сейчас называется, сохранять «пророссийский нейтралитет».
Надо понимать, что Китай сегодня является основным партнером России в области торговли и обмена технологиями, что показал и питерский экономический форум. И если каким-то образом удастся «отжать» Китай от России, то, как считают в США, от этого станет значительно легче Украине.
Вместе с этим обострились достаточно многочисленные вопросы, которые вредят обеим экономикам — и американской, и китайской. Это и коллапс в области торговли высокотехнологичными материалами и инструментами, и прекращение взаимодействия в области новых высоких технологий, включая и сектор микропроцессоров. Идея перенести тайваньские заводы в США оказалась не очень жизнеспособной, ибо это настолько удорожит производство, что вызовет значительный рост стоимости всей электроники как в США, так и по всему миру.
Так что пока главная задача визита — и США, и Китаю отступить от «красных линий», в противном случае следующим шагом может стать только военное столкновение обеих стран в Тайваньском проливе, чего не очень хочется США и, тем более, Китаю. Ведь для США тайваньский вопрос — это просто усиление переговорных позиций в отношениях с Китаем, но никак не желание начать полномасштабную войну.
«СП»: По каким вопросам из перечисленных визит Блинкена может оказаться успешным?
— Есть позиция, по которой точно не договорятся — тайваньский вопрос. Для Китая она решается лишь одним образом: Тайвань — это внутреннее дело страны, и никакое внешнее вмешательство тут недопустимо. Здесь никаких изменений ждать не приходится, вопрос останется «незаживающей раной». А вот по улучшению климата во взаимной торговле — тут да, договориться вполне можно.