Финляндия открыта для размещения военной базы США на своей территории. Об этом заявил президент страны Саули Ниинистё на совместном брифинге с президентом США Джо Байденом по итогам саммита стран Северной Европы и США.
«В настоящее время мы обсуждаем DCA (Defence Cooperation Agreement — соглашение об оборонном сотрудничестве между США и Финляндией — „СП“), и многое еще остается открытым, но мы открыты для обсуждения, и я знаю, что наш партнер также очень открыт. Так что посмотрим», — ответил он на вопрос о возможности размещения в стране постоянной базы США.
Американский президент прибыл в Хельсинки сразу после саммита НАТО в Вильнюсе и заявил, что решение поддержать вступление Финляндии в альянс принял за три секунды. Процесс вступления, как известно, занял ненамного больше времени. Причем после присоединения Финляндии граница России с НАТО выросла практически в 2 раза и составляет более 2,5 тысяч км.
Последнее заявление финских властей лишь подтверждает заинтересованность Запада в создании напряженности у российских границ. Впрочем, последние заявления Хельсинки, который десятилетиями выстраивал дружественные отношения с Москвой, не оставляют надежды на скорое восстановление добрососедских отношений. Так, министр правительства и дипломат Яакко Илониеми обвинил в напряженной ситуации Москву и заявил, что препятствий для восстановления отношений двух стран нет, «но для этого необходимы серьезные политические перемены в России».
В самой Финляндии, кстати, тоже грядут перемены, которые ситуацию могут лишь усугубить — спикер парламента страны Юсси Халла-ахо, не так давно призывавший к убийству российских солдат, заявил о выдвижении кандидатуры на президентских выборах.
«Если партия „Истинные финны“ хочет выдвинуть меня своим кандидатом на президентских выборах в следующем году, я готов», — сказал бывший глава партии.
В этом свете появление американских военных баз на территории Финляндии вряд ли может вызывать сомнение, тем более что, по информации финских СМИ, разговор ведется уже не первый день.
«Сотрудничество в области обороны между Финляндией и США позволит американским войскам входить в страну, находиться на ее территории, осуществлять хранение материалов и совершать возможные инвестиции в инфраструктуру за счет средств, предоставленных Конгрессом США Пентагону», — цитирует Satakunnan Kansa в своей статье, вышедшей в начале мая, заместителя начальника отдела политического управления МИД страны Микаэля Антелла.
На ядерные вооружения, по данным издания, готовящееся соглашение не распространяется. Пока. Еще в октябре 2022 года финская газета Iltalehti со ссылкой на свои источники писала, что законопроект о вступлении Финляндии в НАТО не предусматривал никаких ограничений.
«Правительственный законопроект позволит ввезти ядерное оружие НАТО на территорию Финляндии. Законопроект также не накладывает ограничений на создание баз НАТО на территории Финляндии и не ограничивает присутствие войск из стран — членов оборонного альянса», — приводит перевод публикации РБК.
При этом в мае 2022 года премьер-министр страны Санна Марин уверяла, что вопрос о размещении на территории Финляндии ядерного оружия или баз НАТО после вступления в альянс даже не обсуждается.
«Это наше национальное решение. Никто не придет к нам навязывать ядерное оружие или постоянные базы, если мы этого не хотим. Мне даже не кажется, что со стороны НАТО есть интерес к размещению ядерного оружия или открытию военных баз альянса в Финляндии», — уверяла она.
Впрочем, в Финляндии теперь новая власть, и нести ответственность за слова предшественников она явно не планирует. Так что Россию просто вынуждают защищаться от «оборонительного альянса».
Заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В.Плеханова Андрей Кошкин отмечает, что возникающие вопросы показывают открытые и скрытые механизмы, которые происходят в трансатлантическом единстве, конкретно в Североатлантическом альянсе, процессы, которые происходят внутри США, а также процессы, которые происходят во взаимодействии США и их союзников в Европе.
— Речь идет о том, что на сегодняшний день Арктика — это приз 21 века. США и их союзники в Европе начинают борьбу в том числе и за Арктику. Для этого им нужен плацдарм — Финляндия.
Она так удачно расположена, что увеличивает границу НАТО с РФ почти в два раза. Это серьезно обостряет отношения между НАТО, в целом, и Россией и конкретно между Финляндией и Россией. Мы вынуждены это учитывать в своем военно-техническом строительстве. Уже есть два новых округа, соответствующие соединения, объединения, эшелонированная оборона ПВО и так далее. Это всё — реакция на действия НАТО.
Наш президент говорил, что Финляндия для нас — страна нейтральная, у нас были хорошие взаимоотношения. Мы еще с советских времен помним женские финские сапоги. Но вот сегодня мы видим, что инфраструктура НАТО расширяется именно по территории Финляндии. Для чего? Наверное, готовится плацдарм для броска в Арктику, для давления на РФ, для усиления восточного фланга НАТО.
Чтобы объединить и усилить прибалтийские государства, усилить, на мой взгляд, экономически развитыми государствами, такими, как Финляндия, Швеция, с этим всё связано.
«СП»: Что конкретно НАТО может разместить на территории Финляндии? Ждать ли там появления ядерного оружия?
— На территории пяти европейских государств находится шесть баз США с ядерным оружием. Это более чем достаточно, чтобы решать вопросы некоего ядерного Армагеддона в Европе. Размещать еще в Финляндии или в Польше, о чем она просит, или в Прибалтике уже нецелесообразно, хотя с точки зрения усугубления ситуации, обострения обстановки, наверное, можно рассматривать. Тогда целесообразнее рассматривать Польшу, потому что она претендует на центр военного управления в Европе.
Что касается Финляндии, то она на сегодняшний день и так создает серьезные неудобства тем, что изменила свой нейтральный статус и очень резко двинулась в состав НАТО. Уже флаг подняли. Теперь за Швецию борются. Есть понимание, что инфраструктура там начинает формироваться — это аэродромы, базы, склады, размещение военнослужащих
«СП»: Но ведь есть и минусы в размещении военных баз НАТО, прежде всего, американских.
— Конечно. Есть понимание у цивилизованного общества, что они стали мишенью. Вплоть до нанесения ядерного удара. До этого они были нейтральны, хотя участвовали в учениях НАТО. Но они все равно считали себя нейтральными. А сейчас они наверняка становятся целью для нашего оружия, в том числе и особой мощности.
«СП»: Неужели они не понимали этого до того, как ринулись в НАТО? Зачем они туда вступили?
— Есть мнение общества, а есть деятельность политических партий, а главное, политических лидеров и политической системы страны. Это не совпадает. Если общество недовольно, а мы знаем это по опросам, то лидеры находятся в фарватере действия трансатлантического единства. Вот почему они все после окончания Второй мировой войны оказались подобраны именно для этого. Сейчас США проверяют, насколько успешно они работали по выдвижению своих лидеров.