Морские конвои НАТО могут появиться в Черном море для сопровождения судов с украинским зерном. Об этом заявил отставной американский адмирал Джеймс Ставридис. Он подготовил посвященную этой теме статью для агентства Bloomberg, в которой напомнил об операции США в Ормузском проливе более 30 лет назад.
Тогда, по его словам, это помогло предотвратить попытку Ирана перекрыть пролив и остановить 25% мировых поставок углеводородов. (Чего иранцы, доказано, делать не собирались). И Вашингтон пошел на хитрость, «изменив флаг» кувейтских нефтяных танкеров: поставил их под американскую регистрацию. В результате обычные суда начали перемещаться в составе конвоев боевых кораблей.
Как предполагает ныне 68-летний отставник, в нынешней, украинской истории, полная смена флага судам может и не потребоваться. Грузы, мол, гуманитарные, — утверждает он.
«Обоснование сопровождения будет подпадать, по сути, под широкие положения международного права, которые позволяют обеспечивать свободу международных вод, а также дают возможность защищать гуманитарные перевозки в зонах конфликтов», — пишет адмирал. И развивает свою «оригинальную мысль»: «ООН не сможет взять на себя роль организатора, ведь Россия является постоянным членом Совета безопасности этой организации и может наложить вето на любые ее решения. Поэтому обеспечение описанных в морском праве свобод может взять на себя либо НАТО, либо «коалиция желающих» во главе с США.
Дальше — ещё интереснее. «Если остановиться на первом варианте (натовский конвой — ред.), — цитируем Ставридиса, — то основными средствами будут две постоянные морские боевые группы под наблюдением генерала Кристофера Каволи» (командующий Объединенными силами НАТО в Европе. — ред.). Если будет выбран второй вариант, то торговые корабли могут объединяться в конвои из трех-пяти судов, которые будут сопровождать пара боевых кораблей Североатлантического альянса с управляемыми ракетами.
И это еще не все. Помимо боевых кораблей, кликушествует адмирал, потребуется подключить и «значительные силы авиации, чтобы «осуществляла мониторинг российского Черноморского флота. Это также позволит реагировать на возможные воздушные атаки России на корабли НАТО».
Как разошелся, однако, старый вояка! Давно пороху не нюхал, что ли? Или что-то имел с «зерновой сделки»? Хорошо нажились на ней «заинтересованные лица».
Теперь ищут варианты сделку продолжить. Хоть с Россией, хоть без неё. В минувший понедельник пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер заявила на брифинге: «России необходимо вернуться к соглашению, которое у нас имелось, к „зерновой сделке“. Мы хотим видеть это. Вот к чему мы продолжим призывать». А сами втихаря готовятся к иному?
Случайно ли «вылез» со своим конвоем на первые полосы авторитетных американских изданий отставной генерал Ставридис? Утверждающий, что юридически — все оправдано. Осталось только этот самый конвой собрать и отправить к нашим берегам.
— «Просто так» в США даже коты не мяукают, тем более, о том, что связано с геополитикой. А Джеймс Ставридис — известный военный деятель, к его мнению прислушиваются и в Пентагоне, и в Белом доме. Его статья в Bloomberg появилась явно не случайно, —считает Геннадий Котов, специалист по морскому праву, профессор Университета морского и речного флота им. адмирала Макарова. — Говорить о конвое, сопровождающем гуманитарный груз, можно лишь при наличии договора у сторон. А его у США и Украины нет.
«СП»: Чтобы состряпать, много времени не требуется…
— Состряпать — да. Но надо же ещё получить согласие в ООН, у Турции. Без турок американским кораблям проливы никто не откроет. Есть соответствующая конвенция. Вряд ли американцы рискнут ее нарушить.
«СП»: Она касается только военных кораблей?
— Не только. И есть ограничения по срокам — не более чем на 21 сутки для судов из нечерноморских стран, и по водоизмещению. Все суда проверяются. Плюс — украинские мины, которых сейчас немало в тех водах. Одна, к слову, недавно всплыла у Босфора… Вряд ли Эрдоган захочет рисковать своим авторитетом. Да и наша власть не оставит без внимания такой «маневр» заокеанских недругов России.
Года три назад эсминец США пытался грозить нам у крымских берегов. «Успокоить» его подняли бомбардировщик. Одного хватило, чтобы у эсминца накрылась вся суперсовременная электроника, сам он быстро ретировался, а по прибытии на стоянку в одну из стран НАТО, потерял порядка тридцати человек из состава — те были списаны на берег в состоянии сильного нервного стресса…
О гипотетических и реальных вариантах развития событий пост-зерновой сделки — наш эксперт, политолог Алексей Анпилогов, президент Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание».
— Адмирал Ставридис, похоже, юридически безграмотен. Озвучивая свое предложение, он почему-то не упоминает об особом статусе Черного моря. Который закреплен в Конвенции Мантре, — ответил на звонок корреспондента «СП» Алексей Евгеньевич.
— В ней есть пункт, касающийся таких вот «инициатив», как у него. А именно: в случае конфликта морских держав, Турция имеет право закрыть проливы для нечерноморских стран. СВО — не война, а спецоперация. Но для Эрдогана этого было достаточно, чтобы закрыть проливы в тот момент, когда началась СВО. И, как мы видим, за минувшие 500 с лишним дней ни одно судно НАТО в Черное море не зашло.
«СП»: А в 2008 году, во время пятидневной войны РФ с Грузией, пропустила американцев!
— События там развивались стремительно, и Анкара просто не успела притормозить «чужака»… Это — во-первых. Во-вторых, для конвойного сопровождения нужен не один-два корабля, а военный флот. Турки пока не декларировали намерений давать ему «зеленый свет». И уже заявили о том, что не собираются менять свою позицию. В этом, замечу, отличие ситуации от той, что была во время Крымской войны 1853/56 годов, когда все западные державы вошли в черноморские воды своими флотами и сломили ход успешных у нас вначале боевых действий.
«СП»: Где гарантия, что недружественные страны не придумают еще чего-нибудь, чтобы продолжать поставки Украине оружия, гадить России, давить на неё провокациями, терактами?
— Большая часть поставок военных грузов, которые из-за габаритов нельзя перевозить по «железке» и авиа, шла по территории стран НАТО. Выгружались в портах Килия, Рени, Измаил. Сейчас мало что осталось от них. Поэтому военный аспект сделки по Черному морю уже невозможен. Да и Дунай скоро, надеюсь, будет «закрыт» ударами по портовой инфраструктуре. Чтобы не нарушался режим морской блокады, объявленный Минобороны РФ.
«СП»: Сколько в Черном море боевых кораблей Румынии, Турции — серьезные военный флот?
— Добавьте еще Болгарию, где недавно сменилось правительство еще менее прорусское, чем было. Но ни одна из этих стран-членов альянса не высказывает намерения ни самостоятельно, ни в сопровождении с другими конфликтовать с нашей страной. Понимая, что это для них может быть чревато.
«СП»: Украинский режим получил крылатые ракеты от англосаксов и Франции. В том числе, противокорабельные, дальностью до 560 км…
— Если пойдут на то, чтобы задействовать их против нашего флота, это будет считаться эскалацией военных действий. Значит, и реакция Кремля будет соответствующей.
Последние новости о зерновой сделке, вывозе сельхозпродукции из портов Украины и интересах России читайте в теме «Свободной Прессы».