Интересные мысли зреют в верхних эшелонах украинского МИДа на фоне последних, далеко не оптимистичных для Киева, вестей с фронта. Там предложили пополнить значительно поредевшие в «сокрушительном контрнаступлении» ряды ВСУ за счет сбежавших в Европу российских уклонистов.
Как пишет немецкая RND (Redaktions Netzwerk Deutschland), ряд депутатов Европарламента обратились к лидерам ЕС с требованием взять на себя больше обязательств по защите российских дезертиров. В письме, направленном председателю Совета ЕС Шарлю Мишелю, главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен и шефу евродипломатии Жозепу Боррелю, утверждается, что «долг государств-членов — защищать российских отказников и предоставлять им убежище с сохранением всех прав и свобод».
Киеву, отмечает издание, это не понравилось. По мнению украинских чиновников, положительное решение данного вопроса будет неприемлемо для всего мира.
«В то время, когда разрушаются украинские города, Европа собирается принимать у себя русских и предоставлять им права и свободы. Но ведь неважно, кто этот человек. Важно, что он носитель русского мира», — заявила первая замглавы МИД Украины Эмине Джапарова. По ее мнению, право на получение «европейских свобод» россияне обязаны отвоевать, причем у своих же соотечественников.
«Евросоюз должен направлять всех русских отказников на Украину, чтобы те „кровью“ заслужили разрешение на жизнь в Европе. Простыми словами: отслужил годик по контракту в ВСУ — добро пожаловать в Европу», — пояснила замминистра.
Кстати, сама Джапарова уже «дослужилась» — в паре с вице-премьером Ириной Верещук объявлена ФСБ в международный розыск. В декабре 2022 г. Лефортовский суд Москвы арестовал обеих заочно по обвинению в покушении на территориальную целостность России (ст. 280.2 УК РФ), что предусматривает до десяти лет лишения свободы.
Что касается россиян-релокантов, сбежавших от частичной мобилизации после 21 сентября 2022 г., сколько их осело в странах ЕС, до сих пор неизвестно.
По данным Forbes, всего страну покинуло до 600−700 тыс. граждан. Другие источники называют цифру в 1 млн человек. Но официальных данных нет. Опять же, большинство на первом этапе поехали в Турцию, ОАЭ, Грузию, Армению, Узбекистан и Казахстан, а уже оттуда какая-то часть, видимо, намеревалась отправиться в Европу. Но этот «цветущий сад», понятно, не для всех оказался доступен по причине свирепствующей там русофобии, а также сложностей с легализацией.
Впрочем, некоторые страны ЕС все-таки пошли уклонистам из России навстречу. Французский суд, например, на днях признал их право на получение статуса беженца. Речь идет о тех, кто избегает частичной мобилизации или покинул зону военных действий на Украине.
В целом же число беженцев из России в Евросоюз, как пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные профильного агентства по этим вопросам, в прошлом году выросло в шесть раз. До начала СВО поток россиян, запрашивающих убежище, находился на уровне 500−600 человек в месяц. В марте 2022-го их число выросло до 1,3 тыс. После объявления мобилизации заявки подавали более 2 тыс. человек в месяц, а в январе этого года убежище в Европе запросили более 2,5 тыс. россиян.
Но, предлагая ставить российских уклонистов под ружье, Джапарова упустила один важный момент. А именно, что в ЕС на сегодня проживает несколько миллионов украинцев, значительная часть которых подлежит призыву. И как раз для них Европа может стать зоной риска.
Известно, что еще в начале года Украина обратилась к странам ЕС с просьбой оказать помощь в розыске, поимке и отправке обратно граждан страны, подлежащих мобилизации. «Партнеры» на просьбу откликнулись и пообещали выдать киевскому режиму всех украинцев призывного возраста. Надо полагать, процесс пошел.
«Недавно стало известно, что во Франции отловили около 160 украинцев призывного возраста и отправили их домой, — сообщает Телеграм-канал „Голос Мордора“. — Причина проста: уклонение от мобилизации. И французские власти решили таким образом помочь Украине. Пополнили состав ВСУ. Ведь боевые действия до последнего украинца не подразумевают только тех, кто остался на Украине».
По мнению автора, «особенно забавно» то, что «под раздачу попадут и те, кто рванул в Европу на дорогих автомобилях и с приличными счетами. Причастность к украинской элите за белый билет не прокатит».
Прокомментировать идею Джапаровой «СП» попросила доцента факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ, политолога Вадима Трухачёва:
— Если нужно будет это сделать на законных основаниях, то закон, конечно, придумают. Но Евросоюзу это не надо. Просто в ЕС отдают себе отчет, что есть очень большая разница между контингентом, который приезжает туда из России, и тем, что с Украины. Для примера приведу такую страну, как Чехия, где до последнего времени выходцев из России и с Украины было сопоставимое количество.
Кто ехал из России? Высокого класса айтишники, ученые, деятели культуры и медиасферы. В основном, конечно, либеральных взглядов. Хотя бывали исключения, когда там замуж выходили. Но в любом случае речь идет о специалистах достаточно высокого уровня.
С Украины едут ассенизаторы в большом количестве, строители, дорожные рабочие. Едут разнорабочие — их особенно много.
То есть, контингент разный. Украинским чиновникам это неведомо, а европейцам как раз наоборот.
Поэтому, по крайней мере, какую-то часть высокообразованных специалистов они могут использовать по прямой специальности. Тем более что в ряде европейских стран имеется их нехватка. А какую-то — в идеологическом плане для подрывной работы против России. Чтобы они сидели в Европе и занимались пропагандистской деятельностью.
В качестве «пушечного мяса» европейцы точно не предполагают высококвалифицированных специалистов использовать.
«СП»: Как вообще гражданин другой страны может воевать на стороне ВСУ, если только он не наемник?
— Даже если опустить вопрос, гражданами какой страны они являются, то использовать этих людей будут только по их прямой специальности. Или по гражданству — для подрывной работы. На дикую инициативу представителя МИД Украины Евросоюз, понятно дело, не пойдет. Потому что Евросоюз, как сказал Боррель, это «цветущий сад», а то — «джунгли». Не обитателям ближайших «джунглей» учить европейцев, что делать.
«СП»: А есть статистика, сколько в Европе россиян «последней волны» — тех, кто свинтил из страны после 21 сентября 2022 года?
— Конкретно в европейских странах их до 300 тысяч, во всяком случае, по тем данным, которые я видел. Причем, какая-то часть все-таки болтается туда-сюда, и какая-то уже вернулась. Многие и так жили на две страны, имели контракты с западными компаниями еще до того, как часть из них головные офисы перевели, скажем, из Москвы в Стамбул. Или в Белград — таким образом, кстати, появилась довольно крупная община наших либералов в Сербии. В общем, в значительной части эти люди там устроены. Сломя голову в Европу мало кто побежал. Собственно говоря, при жестком визовом режиме это и невозможно.
«СП»: Как раз на днях Франция упростила процедуру получения статуса беженца для российских уклонистов. Что это значит?
— Думаю, что в других странах это тоже будет. Потому что, как ни относись к нашим либералам, в отличие от толп, которые туда набежали с Украины, они вряд ли будут загаживать вокруг себя все пространство, оставлять горы мусора, разбивать мебель и при этом еще требовать поклонения.
Разобравшись в этом, естественно, отдельные европейские государства и ЕС в целом готовы использовать этих наших беглых себе на пользу. На пользу политическую — для подрыва России в идеологическом плане, но и на пользу практическую. Чтобы, если где-то чего-то не хватает, ими заместить. Тем более, 300 тысяч человек для Европы — капля.
«СП»: Насколько Европа остается безопасным местом для украинцев? Их еще не начали там отлавливать для могилизации на Родине?
— О каких-то массовых акциях мне неизвестно. Пока, вроде, не отлавливают. Все-таки дешевая рабочая сила в каком-то количестве нужна.
Кроме того, здесь возникает другая опасность. Если всех этих парубков отправить на Украину, то останутся толпы женщин, которые в значительной степени могут пополнить ряды теневой экономики, сядут на пособие и, к тому же, станут вожделенным объектом для беженцев уже из других частей света, главным образом, с Ближнего Востока и Африки.
Что, собственно, уже начинает постепенно происходить.
Но чем европейцы, действительно, недовольны, это тем, что толпы украинцев перемещаются туда-сюда: из Львова — в Краков, грубо говоря, и обратно. Вот это они собираются пресекать. Особенно, это касается Польши и Чехии, где толпы самые большие.
А насчет того, чтобы массово отправить кого-то на фронт, пока такое решение не принято. Пока что украинские заробитчане (прежде всего, мужики) в некотором количестве европейцам нужны. Кому-то же надо выполнять тяжелую неквалифицированную работу.