Мир обойтись без российского и украинского зерна не может. Именно поэтому возобновление зерновой сделки сейчас является предметом обсуждения практически на всех международных площадках. Не стал исключением и саммит в Будапеште, на который собрались главы и другие высокопоставленные представители государств со всего мира.
Формально высокие гости приехали на торжества по случаю Дня создания венгерского государства. К тому же 19 августа в стране стартовал чемпионат мира по легкой атлетике — самое масштабное международное спортивное событие в истории Венгрии. Но в кулуарах саммита явно обсуждалось много чего интересного. В том числе и проблема поставок зерна.
Обсуждая новую зерновую сделку, следует исходить из того, что Россия проявит готовность вернуться к ней только в случае выполнения Западом всех его обязательств. То есть слова президента Путина об условиях возвращения России к зерновой сделке нужно понимать буквально. А поскольку Запад, как говорится, не мычит, не телится, конфигурация участников новой зерновой сделки может измениться, считает политолог, доктор политический наук Малик Керимов (Стамбул).
— Скорее всего, в Будапеште обсуждались вопросы поставок российского зерна, а не украинского. Турция очень заинтересована в том, чтобы оно поставлялась через её территорию в ту же Африку или на Ближний Восток. В этой сделке готов участвовать и Катар. К тому же на саммите присутствовали президент Турции Реджеп Эрдоган и эмир Катара Тамим бен Хамада Аль Тани. Россию представлял глава Татарстана Рустам Минниханов. А у Татарстана с Катаром сложились особые отношения.
Минниханов уже встречался с заместителем министра торговли и промышленности Катара Султаном бин Рашид Аль-Хатером в ходе ХIV Международного экономического форума «Россия — Исламский мир», проходившего в Казани. По итогам форума было заявлено, что перспективными сферами для сотрудничества между Россией и Катаром являются исламский банкинг, развитие халяльной индустрии, исламское образование и культура. И ещё туризм. Взаимовыгодная зерновая сделка вполне укладывается в стратегию такого сотрудничества.
«СП»: Действительно, версия о «зерновом тройничке» высказывалась в некоторых западных СМИ. Но турецкая пресса её мусолить не стала. И в официальных сообщениях пресс-службы главы Татарстана эти слухи никак не комментируют. Официальная позиция — Минниханов обговаривал перспективы сотрудничества с руководством Венгрии. Однако некоторые российские эксперты допускают, что в Будапеште под шумок обсуждался и новый формат экспорта российского зерна из Причерноморья. Турция и Катар в этом вопросе вполне могли бы отодвинуть Украину в сторонку. Они займутся российским зерном, а Киев пусть как хочет, так и выкручивается. Но турецкие СМИ и после саммита продолжают писать, что технические переговоры по поставкам зерна между Москвой и Киевом все же могут быть проведены в Стамбуле. Разумеется, после того, как Турция и ООН разработают предложения для возобновления прежней зерновой сделки. Так какой резон президенту Эрдогану работать «на два фронта»?
— Турецкий президент, помогая решить проблему поставок зерна, укрепляет свой авторитет как внутри страны, так и на международной арене. Причём международный авторитет стоит поставить на первое место: выборы президентские уже прошли. Так что позиции внутри страны у Эрдогана крепкие. Что касается внешней политики: Турция — мощный член НАТО, но Эрдогану приходится постоянно пробивать там свои интересы. Чтобы с ним считались, ему необходимо быть медиатором, международным посредником в каких-либо важных процессах. Сейчас это — зерновая сделка. И пока он разруливает ситуацию, претензий к нему со стороны Запада куда меньше.
Хотя партнёры по НАТО крайне недовольны тем, что Турция стремится занимать нейтральную позицию в отношении российско-украинского конфликта, они вынуждены терпеть. Но представим ситуацию, что зерновой сделки не будет — на Эрдогана сразу же начнут давить, чтобы Турция, как член НАТО, заняла максимально жёсткую позицию в отношении России. При этом зерно нужно еще и самой Турции. Она производит из него муку, которую потом экспортирует во многие страны, в том числе — и в Африку, ей удалось занять важную нишу на африканском рынке. Поэтому важно, ко всему прочему, не допустить критического перебоя в поставках, чтобы не подвергать удару мукомольные предприятия. Турция и так с трудом преодолевает экономический кризис, который привёл к девальвации лиры и росту цен. Лишние потрясения её экономике противопоказаны.
«СП»: А Катар тут причём?
— Это одна из богатейших стран мира. Поэтому, конечно, финансовой выгоды он не ищет, это ему не интересно. Катар предлагает себя в качестве расчётного центра, не более того. Но ему необходимо международное признание. Для него важно, что он участвует в важных мировых процессах. Важно показать себя страной, по экономическому потенциалу сравнимой с Саудовской Аравией. Или быть второй после Саудовской Аравии. Чтобы всякие Кувейты, Бахрейны и прочие недоразумения помалкивали себе в тряпочку.
«СП»: Ранее был запланирован визит Путина в Турцию. Эрдоган упоминал, что ожидает главу России в августе, хотя точная дата не называлась. Сам Путин на пресс-конференции 29 июля, комментируя возможность встречи с Эрдоганом, выразился в духе: либо я к нему, либо он ко мне. Чего ждать от этой встречи касательно зерновой сделки?
— Я уверен, что Россия и Турция найдут взаимоприемлемый вариант. К сожалению, в современном мире возобладало мнение, что экономика следует за политикой. Хотя всё совсем наоборот: экономические интересы определяют политику. Две наши страны экономически тесно связаны. И желания рвать эти связи ни у одной сторон нет, тем более из-за позиции третьих стран. Напротив, чем теснее будет экономическое сотрудничество, тем больше точек соприкосновения будет возникать и в большой политике. Путину тоже новая зерновая сделка выгодна. Потому что тогда Турция сможет сохранять с Россией максимально дружественные отношения, и останется коридором поставок, причём не только зерна. А также будет связующим звеном в политических и экономических связях. Между прочим, даже когда Российская и Османская империи находились в состоянии войны, торговля между ними не прекращалась, напомнил Малик Керимов.
В то же время The Wall Street Journal (WSJ) сообщил о том, что США ведут переговоры с Турцией, Украиной и соседними с ней странами о расширении альтернативных экспортных маршрутов украинского зерна.
Якобы, уже к октябрю Украина наладит по Дунаю экспорт 4 миллионов тонн зерна в месяц. Затем оно будет транспортировано в румынские порты, а оттуда в другие пункты назначения. При этом США изучают все потенциальные варианты, в том числе военные, для защиты судов, идущих в украинские порты на Дунае и из них.
Маршрут этот дольше и дороже черноморского пути, отмечает WSJ. Но коллективный Запад готовится к тому, что Россия не вернется к выполнению сделки до начала вывоза урожая. А зерно — груз деликатный, вечно ждать транспортировки не может.
Последние новости о зерновой сделке, вывозе сельхозпродукции из Украины и интересах России читайте в теме «Свободной Прессы»