Начнём с вопроса. Считаете ли вы дружественной по отношению к России страну, власти которой периодически допускают бандеровские митинги? А если к тому же президент этой страны встречается с Зеленским, всячески демонстрирует ему своё расположение, выступает за территориальную целостность Украины? Да ещё поддерживает «Крымскую платформу»?
Если кто запамятовал, «Крымская платформа» — это дипломатическая инициатива Киева по возвращению проблемы Крыма в международную повестку дня, что позволило бы способствовать восстановлению контроля Украины над этим полуостровом. Не больше, не меньше.
Мы слишком часто записываем в друзья тех, кто на самом деле таковыми не является, считает президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора Сергей Гончаров.
— Когда Советский Союз кормил многие страны и прощал миллиардные долги, нам клялись в дружбе. В числе этих стран были и такие, которые мы называли «братушками»…
Американцы экономическим, силовым и политическим влиянием умеют поставить в зависимость от своей воли страны и народы. Это происходит постоянно и, думаю, будет происходить до тех пор, пока мы не одержим победу в СВО.
Я уже говорил, и от своих слов не отказываюсь: как только наша победа на Украине станет реальностью, страны, которые сейчас радостно принимают Зеленского, прибегут к России с объятиями. Но это уже будет дело нашего руководства, как к ним относиться.
«СП»: Получается, что нам положиться не на кого?
— Сейчас я вижу только одну страну, которая реально является нам дружественной. Это Беларусь. Лукашенко, как бы его не ругала оппозиция, болеет, прежде всего, за свою страну. Но я не исключаю того, что и Беларусь в какие-то моменты будет, мягко говоря, лавировать между нами и американцами. И меня это не удивит. Лукашенко же поздравил Зеленского с Днем независимости Украины.
«СП»: Это же дипломатический протокол!
— А что важнее: протокол или то, что для России Украина в данный момент является врагом?.. И так будет происходить, пока мы не победим.
«СП»: А Северная Корея Россия? Они готовы с нами в одном окопе сражаться.
— Северная Корея — это страна, которую боится весь мир. Они как начнут поддерживать, так камня на камне от противника не оставят. Им терять нечего.
Задаваясь вопросом, насколько дружественной можно считать страну, привечающую киевский режим, мы имели в виду конкретное государство — Сербию. Президент которой, Александер Вучич буквально недавно радовался встрече с Зеленским так, как будто встретил дорогого друга. А на день Независимости Украины, 24 августа, при участии посла США в Белграде состоялся очередной митинг в поддержку Украины. Правда, не особо многочисленный, но с огромным количеством украинских флагов. И зарубежные информагентства радостно об этом написали.
Тем не менее, подавляющее большинство сербов к России относятся с большой симпатией, отмечает сербский политолог Бранко Жуйович. Он ссылается на исследования журнала «Новая сербская политическая мысль», который в настоящее время является наиболее заслуживающим доверия источником при изучении сербского общественного мнения.
Так вот, недавние опросы этого журнала показали, что 84,6% сербов против возможного членства Сербии в НАТО. А 79% сербов не поддерживают введение санкций против России. И чуть более 60% сербов уверены, что в конфликте на Украине есть вина НАТО.
— Сербское общественное мнение очень зрелое и понимает суть конфликта на Украине, который оказывает решающее влияние на наше отношение к России. Не так давно я писал для RT Balkan, что популярность России в Сербии не может быть объяснена предполагаемой склонностью сербов к тоталитарным режимам — излюбленным стереотипом на Западе — и прочей чепухой, а народной памятью, уходящей в глубь веков. Это все факты, на которые президент Сербии должен рассчитывать в отношениях с Россией и Западом.
Дело также в том, что Сербия до сих пор не ввела санкции против России, хотя она подвергается очень сильному давлению с целью сделать это. Давайте будем честными, бывшая Россия Бориса Ельцина однажды присоединилась к санкциям против СР Югославия, состоящей из Сербии и Черногории, причём без целенаправленного давления со стороны Запада. Хотя положение сербов в Хорватии и Боснии и Герцеговине в то время было очень похоже на нынешнее положение русских и пророссийского населения на Украине.
«СП»: А как расценивать дружескую встречу с Зеленским, билборды и митинги в поддержку Украины?
— На недавнем саммите ЕС-Западные Балканы в Афинах именно благодаря Сербии и президенту Вучичу удалось избежать упоминания России в контексте санкций в принятом на саммите документе. Я не вижу ничего спорного во встрече Вучича с Зеленским.
Я думаю, что для Сербии очень важно, чтобы ее дипломатические отношения с Украиной не были нарушены, тем более что режим в Киеве, каким бы он ни был, не признал Косово и Метохию независимым государством. И это стремление Сербии не угрожает ни одному российскому интересу. Вучич до сих пор остаётся другом России, считает Бранко Жуйович.
Но есть и другие мнения. Сербский общественный деятель Драган Станоевич уверен в том, что власти заняли очень удобную позицию «и нашим, и вашим». И выжидают, чья возьмёт.
— В Сербии тоже появились скакуны кастрюлеголовые, которые устраивают нацистские шабаши и носят плакаты с антипутинским и антироссийскими лозунгами. А власть это разрешает и боится их трогать.
Дошло уже до того, что «украинские беженцы» вместе с натовской прислугой создают «расстрельные списки» тех, кто поддерживает Россию. Я уже в этих списках есть, кстати. Важную роль в этом безобразии играют и российские либерасты, которые попутали страны, и вместо того, чтобы ехать на Украину помогать Зеленскому воевать, осели в Сербии и устраивают нам нацистские шабаши!
Драган Станоевич отметил, что президент Вучич накануне выборов позиционировал себя как «друг Путина», но сейчас об этом предпочитает не упоминать. Так же, впрочем, как и некоторые другие сербские политики, перед выборами демонстрировавшие большую любовь к России, заняв желаемые кресла — депутатские и министерские — про русофильство и думать забыли.
— Политики в отношении России у нас, в общем-то, нет. Есть интересы определенных людей и групп. И они сейчас ждут, победит ли Россия. И считают, что пока лучше тихо посидеть и подождать результата. Вот и вся дружба, полагает Драган Станоевич.