Когда из Киева пришла информация о назначении нового военного министра, в кофейнях Бахчисарая люди поперхнулись полуденным кофе. Да, уважаемый Рустем Энверович по праву считается «большим карманом» меджлиса *. Однако все знают, он такой же воин, как виноградная улитка на огороде. Которая в принципе не страшна, но сожрет все.
Это случилось ровно восемь лет назад, в сентябре 2015-го. Без малого полтора года, Крым находился в составе России. Тем не менее, полки здешних супермаркетов и базарных магазинчиков по-прежнему оставались забиты украинским харчем. Мясо и крупы, львовские, харьковские и херсонские колбасы, запорожская и днепропетровская молочка. Овощной рынок республики полностью контролировался из той же Херсонщины.
Ситуация вполне устраивала торговцев региона, среди которых много татар. Причем по обе стороны границы. Кроме самого разного продовольствия, самостийные соседи продолжали поставлять одежду, обувь, стройматериалы и самое разное оборудование.
Каждый день у крымских приграничных КПП выстраивались многокилометровые колонны фур с желто-голубыми номерами. По соотношению цена-качество украинские поставщики явно побеждали россиян. Серьезным аргументом были отработанные коммерческие связи и крайне выгодная логистика.
Бизнесовая дольче вита прекратилась в одночасье. Сентябрьское воскресенье, полдень. Боевики меджлиса совместно с «Правым сектором» **, Самообороной Майдана *** и другими нациками внезапно блокировали приграничные трассы Чонгара и Перекопа. За считанные часы перегородили основные автомагистрали бетонными блоками и заграждениями-«ежами». Возмущенных водителей избивали. Подожгли несколько грузовиков, пытавшихся прорвать заслон.
Так активисты с большой дороги объявили пресловутую «продовольственную блокаду аннексированного полуострова». Типа борцы с Путиным, готовые на все ради возвращения украинского Крыма.
Характерная подробность. В блокаде-2015 лично участвовали председатель меджлиса Рефат Чубаров и лидер-основатель этой организации Мустафа Джемилев, заочно приговоренный Верховным судом РК к трем годам лишения свободы. С места событий круглосуточно вещал меджлисовский телеканал АТR.
Сам Чубаров вместе с бандеровскими депутатами Верховной Рады Владимиром Парасюком и Юрием Луценко свирепствовал на контрольно-пропускном пункте «Чаплинка». Там он выступил с крайне любопытной заявой, которая неделю транслировалась всеми укро-медиа.
Итак, главный «блокадник» Рефат Абдурахманович, не моргнув глазом, призвал создать в украинской приграничной полосе продуктовые хабы. То есть, оптово-розничные рынки, «где жители Крыма смогут закупать товары по доступным ценам». По его словам, при подобном раскладе «бизнес будет вынужден работать в прозрачной схеме и не кормить бандитский Крым, и деньги останутся в Украине».
Конкретный бизнес-план ушел в правительство. Тему активно пиарила пресс-служба «Блока Петра Порошенко». И за кадром оставалась маленькая деталь. Полный контроль над пограничными хабами хотел иметь меджлис, долю малую обещая «правосекам». Мол, не зря сражались.
Цена вопроса — каждые полгода только официальный товарооборот между полуостровом и украинскими партнерами превышал $ 600 млн. Получалось, крымчане продолжали бы потреблять товары незалежной, но теперь под меджлисовской крышей. Как говорится, тот же вид, но сбоку. Идея гениальная в своей простоте и максимальной доходности.
На самом деле, Джемилев и Чубаров — политические клоуны, чья экономическая мысль никогда не подымалась выше тотального воровства западных грандов и вымогательства средств у соплеменников-татар.
Совсем иное дело молодой стратег Рустем Умеров. Выпускник Крымской гимназии-интерната для одаренных детей в бахчисарайском селе Танковое, которую финансировали структуры Турции. Стипендиат американской «Программы обмена будущих лидеров», долго и плодотворно учившийся предпринимательству в США. Отличник Национальной академии управления в Киеве по специальности «Финансы и кредит».
Начиная с 2003 года, семья Умеровых владеет сетью компаний, работающих в сфере мобильной связи, интернета, коммуникаций, маркетинга, логистики. Компании работают, проблем нет.
Заметим, владельцы серьезного бизнеса Рустем Умеров и его брат Руслан являлись не просто парламентскими советниками Джемилева. Они курировали именно экономические вопросы и вносили серьезный финансовый вклад в деятельность меджлиса.
Инициатива по товарным хабам на украинской стороне границы тоже разрабатывалась лично Рустемом Энверовичем. Похоже, его никак не волновало, что де-факто «кормление путинских оккупантов» продолжалось бы в прежнем режиме. По заветам классиков жанра, за 300% прибыли он готов на все.
Увы, не сложилось. Обнаружив, что мало получат, киевские националистические группы решили — «орда борзеет». Под давлением столичных бандерлогов правительство Порошенко вынужденно поддержало полную блокаду. Соответствующий указ подписал премьер Яценюк.
Ну, а для самой Украины акция закончилась полным пшиком. Солнечный полуостров моментально получил весь необходимый объем продовольствия и промтоваров с материковой России. Российский бизнес, явно обрадованный отсутствием украинской конкуренции, наконец-то полностью занял крайне выгодный крымский рынок.
Единственной долгоиграющей акцией меджлисовцев по факту стали приграничные блокпосты. Тут останавливали легковые машины и автобусы, под видом проверки откровенно грабили проезжающих и окрестных селян. Самый большой лагерь батальона «Аскер» имени Номана Челебиджихана был расположен на трассе Харьков-Симферополь, у херсонского поселка Чонгар.
Когда Эрдоган сократил финансирование экстремистов, бандитская база у Чонгара заметно обезлюдела. Осенью 2019-го украинские военные устроили жесткую разборку с «Аскером», а местные закидали лагерь «коктейлями Молотова», с радостью растаскивая плиты блокпостов и прочий скарб. Причина небывалой жести проста.
Тогда сам Владимир Зеленский пообещал «крутой товарный хаб» на границе с Крымом. «Мы договорились с компанией Socar и мы там сделаем крутую штуку. Я видел полностью компьютерный дизайн — будет очень круто.
За один год, даже быстрей, там постоят такой, ну прям супер-хаб", — утверждал новоизбранный президент, навещая соседний Очаков. Увы, не сталось, як гадалось. Тем временем патриоты продолжают пенять меджлису, мол, как не было, так и нет на фронте громко обещанных крымско-татарских батальонов. Грабить в тылу со времен т.н. АТО — с нашим удовольствием. Воевать с русскими — нет, увольте.
Яблоко от яблони недалеко катится. Хитросделанный министр обороны Рустем Энверович Умеров слишком похож на своего старшего родственника Ильми Рустемовича Умерова. Бывший вице-премьер правительства республики, на президентских выборах-2004 этот деятель являлся доверенным лицом Виктора Ющенко.
С июля 2005 года целое десятилетие возглавлял районную администрацию Бахчисарая. Лично вел меджлисовских отморозков на штурм Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря. Выгнал из города режиссера Бортко, запретив снимать фильм «Тарас Бульба» у Ханского дворца. Отказался отмечать День Победы, заявив — «не мой праздник».Сказано откровенно.
Парадокс, но семейная биография и день сегодняшний вовсе не помешали Умерову-старшему войти в российскую администрацию и еще полгода руководить стратегическим Бахчисарайским районом.
Горшки побились, когда Москва отказалась предоставить региональному чиновнику федеральную пенсию и прочие номенклатурные плюшки. Обиженный Ильми-ага тут же занял пост зампреда меджлиса, развернув бурную антироссийскую деятельность. Был задержан, получил два года колонии-поселения.
В октябре 2017 года Умерова и одного бахчисарайского головореза Ахтема Чийгоза выдали Турции в обмен на россиян Александра Смирнова и Юрия Анисимова, обвиненных в ликвидации чеченских радикалов.
С тех пор ветеран в Киеве, где активно помогает младшему Рустемчику. Крымские земляки не сомневаются, нынешний глава киевского военного ведомства сможет организовать с Кремлем «реальный договорняк». Конечно, если Штаты дадут отмашку.
Плюс еще внезапный штрих. До последнего времени единственной украинской силой, способной воспрепятствовать процессу заморозки конфликта, оставалось движение радикальных наци.
Но смотрите, как удачно сложилось — бац, и сел на нары Беня Коломойский, главный спонсор самых ярых бандеровских убийц. А жизнь показала, если грошей нема, эти чубатые хлопцы удивительно быстро теряют мотивацию.
* экстремистская организация, запрещенная в России.
** экстремистская организация, запрещенная в России.
*** экстремистская организация, запрещенная в России.