Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Два пути: смогут ли конкурировать проекты Байдена и Си Цзиньпина

Экономист Павел Селезнев: инициатива США по созданию пути из Индии в Европу через Ближний Восток — просто пиар

3403
Два пути: смогут ли конкурировать проекты Байдена и Си Цзиньпина
Фото: IMAGO/Nedrofly Stock/TASS

После саммита «Большой двадцатки» в Нью-Дели, президент США Джо Байден сообщил, что Соединенные Штаты подписали с главами Евросоюза, Саудовской Аравии, ОАЭ, Израиля, Иордании и Индии «историческое соглашение» о создании нового экономического маршрута, связывающего Индию, Ближний Восток и Европу.

По оценке американского лидера, проект, который может стать конкурентом китайской инициативы «Пояс и путь», является ключевым моментом в истории, когда принимаемые решения станут оказывать влияние на будущее на десятилетия вперед. Он предусматривает внушительные инвестиции в морские и железнодорожные транспортные сети, которые сделают торговлю более удобной и эффективной.

Также планируется обеспечить поставки экологически чистой энергии и прокладку высокоскоростных интернет-кабелей, чтобы обеспечить стабильное развитие Ближнего Востока.

Читайте также
Китай поможет России пережить санкции Запада Китай поможет России пережить санкции Запада Компании Поднебесной уже доминируют на многих рынках

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России Павел Селезнев в беседе со «Свободной Прессой» напомнил, что интеграционный проект «Один пояс, один путь» был выдвинут в 2015 году председателем КНР Си Цзиньпином.

— Потом идея трансформировалась и расширялась: сегодня она является результатом слияния двух инициатив: «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века».

Надо понимать, что привязка названия к историческому шелковому пути — напоминание о прежних временах, когда Китай был крупнейшей экономикой мира и экспортировал свои товары по Европе и Азии. Таким образом, нынешний подъем Китая — это всего лишь возврат на место глобального лидера.

«Пояс и путь» — это система договоров с Поднебесной, в которой помимо Китая участвуют еще 148 государств. Она охватывает Евразию, Африку, Юго-Восточную Азию, а также часть Южной Америки. По всему миру за китайские деньги строится система портов, автомобильных и железнодорожных магистралей.

«СП»: Понятно, что Китай от проекта выигрывает. А остальные страны, которые подключились к нему?

— Развитие коммуникаций по всему миру позволяет оживить экономику за счет снижения транспортных издержек. К тому же наличие развитой транспортной сети позволяет повысить мобильность населения, ускорить освоение территорий и стимулировать создание городских агломераций, центров развития.

То есть китайский проект предполагает создание трех трансевразийских экономических коридоров. Это северный — из Китая в Европу через Центральную Азию и Россию, центральный — от Китая к Средиземному морю и южный — от Китая к Индийскому океану.

Читайте также
Дмитрий Журавлев: У Запада накопились проблемы поважнее Украины Дмитрий Журавлев: У Запада накопились проблемы поважнее Украины Политолог оценил прозвучавшие в Киеве призывы официально объявить России войну

Кроме того, строятся дороги и порты в Африке. Для поддержки проекта создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Общий объем китайских вложений в «Пояс и путь» уже составили около одного триллиона долларов, а до 2030 года предполагается потратить еще полтриллиона.

Понятно, что вслед за строителями железных дорог в страны Африки и Азии придут китайские компании, которые будут создавать производство, предлагать свои товары, экспортировать природные ресурсы. Естественно, Соединенные Штаты прекрасно понимают, что проект «Пояс и путь» является способом установления глобального китайского доминирования. Соответственно, пытаются противодействовать. Договоренность о создании транспортного коридора из Индии в Западную Европу через Ближний Восток — как раз и есть один из инструментов реагирования, тем более что Индия — важный американский партнер, и в китайских интеграционных проектах она участвовать не хочет, потому что у них давний территориальный спор, и на границе время от времени гибнут люди.

«СП»: Не получится так, что будут действовать оба проекта — один американский, а другой китайский? То есть, возможна ли конкуренция?

— Лично у меня есть сомнения, что американский коридор будет осуществлен. Из-за геополитической напряженности его невозможно проложить по суше, поскольку он предполагает две морские перегрузки — в Индийском океане и в Средиземном море. Таким образом, на практике вполне возможно более эффективным окажется традиционный вариант морской транспортировки через Суэцкий канал.

А все эти заявления Байдена, на мой взгляд, не более чем пиар, демонстрация так называемой американо-индийской «дружбы».

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня