России было бы лучше временно приостановить дипломатические отношения со странами Евросоюза, заявил зампред Совбеза Дмитрий Медведев. Это реакция на решение Еврокомиссии о запрете на въезд в страны ЕС на зарегистрированных в РФ автомобилях и провоз личных вещей, включая смартфоны.
«И вывести дипперсонал в нашу страну. Вот тогда-то тщеславные придурки в Брюсселе коллективно и густо наложат в свои штаны (и юбки, конечно)», — написал в своем Telegram-канале Медведев.
По его словам, посольства эвакуируют перед вполне определенными событиями, подобное решение Москвы заставит европейских политиков задуматься. Таким образом, считает он, Россия должна отреагировать на тот факт, что руководители ЕС прямо «сказали всем россиянам: вы для нас люди второго сорта». Это делается не для наказания «преступного агрессивного режима в Кремле», а чтобы плюнуть в лицо каждому гражданину России.
По сути, зампред Совбеза прав. Но пойдет ли Россия на это? Медведев часто озвучивает радикальные идеи… И к чему приведет гипотетическая приостановка отношений. Кстати, речь ведь об отношениях с ЕС как отдельным субъектом? Они существуют?
— Да, существуют, — поясняет доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев. — У нас долгое время было представительство при ЕС, а у Евросоюза представительство в России. Сейчас они фактически не работают. Конечно, ЕС может надавить на отдельные страны. Но заставлять их полностью рвать отношения с Россией не станет. Отношения с отдельными государствами останутся.
«СП»: Что значит «временная приостановка»? Это не разрыв?
— Это разрыв, просто обозначенный более мягкими словами. Членство в международной организации можно приостановить, не выходя оттуда. Двусторонние отношения или есть, или нет. Речь может идти о временном и непродолжительном, но всё же разрыве.
«СП»: Может, России все же стоит понизить уровень отношений с отдельными странами Евросоюза?
— России надо понизить уровень отношений с Польшей, Чехией, Голландией, Хорватией, странами Скандинавии, Португалией, Румынией. С остальными пока не надо.
«СП»: А с кем, наоборот, нужно развивать?
— Наиболее перспективны Болгария, Греция, Кипр и Словакия. С остальными намного сложнее. Залогом изменений на европейском направлении должно стать укрепление связей с Не-Западом. Только тогда европейцы подтянутся.
«СП»: В каком случае Москва все же решится на приостановку отношений с Брюсселем?
— Только в ответ на резкий шаг Евросоюза. Бить первыми наше руководство не привыкло. Таким шагом может стать разве что полный запрет на въезд для наших граждан и запрет на торговлю с Россией любыми товарами, кроме узкого списка. И арест имущества РФ и российских граждан.
«СП»: А что тогда Брюссель?
— Ответит зеркально, добавит санкции.
— Не думаю, что в ближайшей перспективе следует говорить о начале полномасштабной войны с ЕС, а, очевидно, именно на такую возможность намекает Медведев, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Но, скорее всего, дальнейшему понижению уровня отношений этот циркуляр ЕС действительно поспособствует.
«СП»: Временная приостановка — это надолго? Со всем ЕС или с отдельными странами?
— Как говорится, нет нечего более постоянного, чем временное. Такая осторожная формулировка, с одной стороны, позволяет избежать излишней эскалации напряжённости. Но в то же время, состояние «приостановленных отношений» может длиться годами, если не десятилетиями.
Здесь нужно разделять ЕС и его отдельных участников. Например, Венгрия занимает достаточно взвешенную и конструктивную позицию, и рвать с ней отношения ни к чему. А с какой-нибудь Польшей или Литвой разговаривать уже давно не о чем. С Германией или Францией ту или иную степень отношений поддерживать придется в любом случае. Наверное, в какой-то мере с Италией, Австрией. Большая часть Восточной Европы и Скандинавия — откровенно недружественные страны, с ними отношения и так уже де-факто заморожены. Поэтому подход должен быть дифференцированным.
С ЕС как объединением отношения близки к точке замерзания, так что формальная приостановка лишь зафиксирует свершившийся факт. ЕС на это может ответить дальнейшими ограничениями в отношении российских граждан, хотя, казалось бы, куда ещё. Разве что полностью запретить въезд. А потом все будет зависеть от того, удастся ли выйти на какой-то диалог с теми участниками объединения, с кем ещё можно о чём-то говорить.
— Понятно, что заявление Медведева о приостановке дипломатических отношений с ЕС сделано во многом на публику, да и другие его недавние высказывания отличаются излишней эмоциональностью, — уверен доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— В то же время, нельзя отрицать, что подобная позиция, в действительности, имеет поддержку в обществе. Во многом это объясняется сильным уровнем мифологизации политического сознания российского социума, в котором коллективный Запад, отождествляемый, прежде всего, с ЕС и США, ассоциируется с образом врага. Таким образом, речь идёт о технологии актуализации архетипа в действии.
Но есть и объективная реальность. И она побуждает реагировать на враждебные действия ЕС жестко. В то же время это необходимо делать продуманно. Приостановление дипломатических отношений на этом фоне будет радикальным шагом, но о введении, возможно даже, асимметричных мер после решения ЕС о запрете на ввоз определенных вещей на территорию входящих в него государств стоит серьезно задуматься.
России на фоне происходящего следует сосредотачивать внимание на международном партнёрстве в альтернативных направлениях, что она успешно делает во взаимодействии с государствами Глобального Юга и Азии.