Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Санкции
4 октября 2023 12:57

Каким брендам покинуть Россию, а каким остаться — решают в США

На российском рынке вскоре могут остаться только американские компании

7514
Каким брендам покинуть Россию, а каким остаться – решают в США
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Leroy Merlin внезапно вышла на первое место по обороту среди всех иностранных компаний, работающих на российском рынке. Серебрянные и бронзовые «призёры» тоже из откровенно недружественных стран, равно как и почти все остальные фигуранты топ-10. Большая часть этого списка, как и ранее, представлена американскими компаниями, которые почему-то чувствуют в нашей стране на удивление вольготно.

Leroy Merlin в 2022 году наторговал в РФ более чем на полтриллиона рублей, прилично обогнав «табачных монстров» — японскую JT Groupe (432,6 млрд рублей) и американскую Philip Morris International (399,9 млрд рублей). Учитывая то, что французы ничего не производят, а только торгуют — достижение, однако.

Холдинг ADEO, в который входит Leroy Merlin, собирался покинуть российский рынок ещё весной сего года, о чём даже было соответствующее официальное заявление.

Читайте также
Удастся ли Брюсселю купить Орбана за 13 миллиардов евро Удастся ли Брюсселю купить Орбана за 13 миллиардов евро Сергей Марков прокомментировал намерение Еврокомиссии «подмазать» Венгрию за поддержку Украины

«После более чем 18 лет деятельности в России передача контроля над Leroy Merlin местному руководству должна сохранить рабочие места для 45 000 сотрудников и обеспечить, чтобы деятельность компании оставалась на благо жителей. Этот процесс является результатом работы, начатой несколько месяцев назад в соответствии с международными правилами. Это следует за приостановкой всех новых инвестиций ADEO в России с самого начала конфликта и постепенной независимостью местных операций. Сделка подлежит одобрению соответствующих органов в России. На протяжении всего процесса приоритетом ADEO является действовать ответственно, уважая всех сотрудников», — объявили тогда французы.

Вроде как передали, сделка якобы состоялась. Хотя все прекрасно понимают, что это на 100% фикция.

«Формально компания оформилась как российская — принадлежит российскому менеджменту — и формально не имеет связи с Францией. На мой взгляд, нелогично рассматривать эту сделку по передаче российским акционерам как реальную, потому что как такового денежного взаиморасчета за эти активы не произошло. А произошло только бумажное оформление данного мероприятия», — объясняет генеральный директор информационно-консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков.

Французские власти предпочитают не связываться с ADEO, уж больно ершистые там владельцы. Можно нарваться на неприятности.

Однако данный случай, по сути, уникальный. Да и компания не публичная (акции не торгуются на биржах), это чисто семейный бизнес, хоть и очень большой. Со всеми остальными структурами, которые остались в РФ, совсем другая история.

Трогать Japan Tobacco (капитализация более $40 млрд) и Philip Morris International (капитализация более $150 млрд) смысла нет. Их акционерами являются крупнейшие американские инвестофонды и банки. С PepsiCo (4-е место, 303,7 млрд рублей), Mars и Nestle, судя по всему, та же самая история. Политика политикой, но денежки — в том числе дивиденды — на первом месте.

Кстати, в PepsiCo заявляли, что оставят только продукты питания и прочие необходимые для народа товары. Но потом втихаря вернули часть «модельной линейки» газированных напитков, которые к данной категории точно не относятся. Деньги не пахнут.

Пытливый читатель обязательно задаст вопрос — а как же Coca-Cola, Microsoft, ExxonMobil и прочие ушедшие с нашего рынка американские гиганты? Компании тоже публичные, да и акционеры, по большей части, те же — американские банки и фонды. Звучали некие заявления об убытках в процессе ухода с рынка РФ. Хотя… Продукция Coca-Cola как и ранее на полках в каждом магазине, производства не закрыты, просто перенастроены под местные бренды. Плюс поставки из соседнего Казахстана. У Procter & Gamble с продажами тоже всё на удивление хорошо.

Читайте также
Тбилиси в недоумении: Америка, а нас-то за что? Тбилиси в недоумении: Америка, а нас-то за что? США поставили грузинские власти перед выбором — или с нами, или против нас

Лицензии на Windows также почему-то продаются в полный рост, а заокеанские нефтяники, по их же словам, «благополучно покинули Россию». Судя по всему, получив за это некие сверхприбыли. Причём детали соглашения неизвестны, то есть покинули навсегда или замаскировали своё участие — сие нам власти не докладывают.

Между тем автомобильные масла Mobil продолжают продаваться в РФ, просто немного поменялась география их доставки. И ведущие дистрибьюторы странным образом не сменились. То же самое касается и продукции ВР, которая, кстати, так и не вышла из числа совладельцев «Роснефти» (20% капитала). Хотя вроде как клятвенно обещали. Но потом об этом странным образом забыли.

С англо-американскими компаниями в России всё вообще очень и очень мутно… «Вкусно — и точка» спрашивает у McDonald’s разрешения на всякие свои действия по развитию бизнеса. К чему бы это? Американцы же вроде как «гоу хом». Или нет? Yum! Brands (KFC и Pizza Hut) никуда не собирается, Burger King тоже, а то, что компании переписали на неких «зиц-председателей», никого не волнует. Двойные стандарты процветают. Собственно, на Западе это печальная норма, в Штатах особенно.

Заокеанские акционеры, которым через посредство АДР (американские депозитарные расписки) принадлежит более 25% «Газпрома», тоже почему-то не спешат расставаться со свей собственностью. И ждут дивидендов. Явно дождутся. Около 40% акций Сбербанка контролируют американцы, им же принадлежат крупные пакеты «Лукойла», «Аэрофлота», «Русала» и прочих компаний. Никто ничего не продаёт!

Иными словами, американцы чувствуют себя в РФ вольготно, и как собственники своего бизнеса, и как совладельцы (владельцы?) российского. Наши чиновники всех рангов почему-то не против. А вот всех остальных тем или иным образом отсюда выдавливают. До прошлого года в России лидировала Volkswagen Group, но её немецкие власти, полностью управляемые из Вашингтона, вынудили уйти с рынка и продать все свои активы. Аналогичная ситуация сложилась с Renault и всеми прочими автопроизводителями. Как европейскими, так и азиатскими.

У датской Carlsberg внезапно отобрали российский бизнес, сейчас он в ведении Росимущества. Хотя ничего такого выдающегося по сравнения с другими случаями ухода иностранцев из РФ не произошло. Но тут таки отняли, ничего и никому продать не дали — явно неспроста. Кому это выгодно?

«В основном причиной для ухода почти половины зарубежных компаний стали существующие ограничения внешнеторговых операций с Россией, сбои в логистике, изменение курсов валют, а также сложности с осуществлением переводов. Только для части компаний такое решение было связано с необходимостью минимизировать репутационные риски», — считает советник практики разрешения споров и банкротства BGP Litigation Руслан Петручак.

Большая часть означенных факторов сугубо внешняя, причём центр силы тут очевиден — Вашингтон.

Кто-то ещё сопротивляется, например, Metro AG (в десятке — оборот 223,6 млрд рублей). Тоже не публичная компания, через фондовую биржу на неё надавить невозможно. Xella International GmbH (газобетон Ytong и теплоизоляционные материалы Ursa) также никуда не уходит. Пока не уходит…

Читайте также
Железные деньги: Вторчермет кует капитал в три смены Железные деньги: Вторчермет кует капитал в три смены Олигархи от черной металлургии пролоббировали новый закон?

Немецкий же Globus ещё держится, аналогично — итальянские Liujo и United Colors of Benetton. Вместе с Leroy Merlin сопротивляется и Auchan, владелец-то один и тот же.

Но процесс неуклонно идёт, штатники не сидят сложа руки, да и международная обстановка складывается явно не в пользу России. Точнее, это наше руководство её так «складывает». Чем совсем не способствует росту привлекательности РФ как места для ведения бизнеса. Так как уверенность в завтрашнем дне отсутствует как таковая. А для бизнеса именно это хуже всего. Даже хуже продолжающегося падения курса рубля.

Вернуть «инвестиционную привлекательность» России довольно просто — нам нужно всего-навсего начать побеждать.

Нужно показать себя сильными и решительными, готовыми принимать решения. Но именно этого «либеральный блок» делать не собирается. Поэтому с РФ хотят иметь всё меньше дел, ведь слабые никому не интересны.


Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях читайте в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня