Азербайджан отказался от пятисторонней встречи, запланированной на 5 октября в испанской Гранаде, президент Ильхам Алиев в Испанию не поехал. По информации азербайджанских СМИ, причин для этого несколько.
«Азербайджан предложил, чтобы на встрече принимала участие Турция, и настаивал на этом. Однако этой возможности не было создано, и особое рвение в этом проявили Франция и Германия», — пишет АПА.
Кроме того, в предложенном пятистороннем формате (Армения-Азербайджан-Франция-Германия-ЕС) сформировалась антиазербайджанская атмосфера. Азербайджану такой формат не нужен, а власти страны не видят необходимости обсуждать проблемы региона с далекими от региона странами. В Баку считают, что существующие вопросы могут обсуждаться и решаться в рамках региона.
«Если прежний трехсторонний формат ЕС-Азербайджан-Армения будет возрожден, то Азербайджан может принять участие во встрече. Любой формат, в котором участвует Франция, неприемлем для Азербайджана, Баку не будет участвовать на такой платформе», — отмечает АПА.
По информации СМИ, на фоне проармянских заявлений французских официальных лиц (министра обороны, министра иностранных дел
По данным газеты The Financial Times, в ходе встречи в испанской Гранаде глава Евросовета и лидеры Франции и Германии собирались пригрозить президенту Азербайджана контрмерами.
В свою очередь Депутаты Европейского парламента (ЕП) на пленарной сессии в Страсбурге приняли юридически необязывающую резолюцию с призывом к ЕС ввести санкции против Азербайджана из-за событий в Нагорном Карабахе, а также пересмотреть развитие сотрудничества и снизить зависимость от импорта азербайджанского газа.
Несмотря на отказ Алиева от встречи, премьер-министр Армении Никол Пашинян на саммит Европейского политического сообщества в Гранаду решил ехать. Он намерен попытаться более детально представить позицию Еревана.
Как считает политолог, эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Ибрагимов, заявления европейских лидеров, в частности, Эммануэля Макрона и Олафа Шольца, несопоставимы с тем, что предполагалось изначально азербайджанской стороной.
— Баку рассчитывал на определенный конструктив, который предполагал разрешение текущих ситуативных вопросов и ситуации в принципе. И с этой целью позвали премьера Армении Пашиняна — урегулировать основные аспекты между Баку и Ереваном. В итоге мы увидели, что европейская площадка, в рамках которой смогли бы договориться стороны, не стала объективной.
В очередной раз мы смогли убедиться, что наиболее приемлемой, объективной, подходящей площадкой является российская, потому что именно Россия обеспечивала нейтралитет и спокойствие, последовательность. Здесь могли бы договориться по ключевым вопросам, цель которых заключить мир между Баку и Ереваном.
«СП: Баку настаивал на участии в Турции. Почему ЕС на это не пошел? Почему Турции отказали?
— Макрон хотел разобраться с азербайджанской стороной один на один, без Турции, без кого-либо еще. Азербайджан на это пойти не мог, потому что он видит в Турции очень важного партнера, фактически союзника, с которым он взаимодействует по ряду ключевых для себя аспектов, в частности, по вопросам с Ереваном.
И здесь нужно, чтобы был соблюден определенный паритет — если на стороне Армении выступают Франция с Германией и Евросоюз в целом, то на стороне Азербайджана выступает Турция. Так как Турцию не пригласили, то паритет нарушен, перевес в сторону противоположной стороны, значит, Азербайджан понимал, что нет никаких реальных возможностей сейчас встречаться в таком формате. Тем более что если раньше европейские площадки принимали Эрдогана, то сейчас они не хотят этого делать. У них есть на это причины — в частности, они сейчас обвиняют Азербайджан по целому ряду вопросов и считают, что за этими нюансами стоит Турция. Алиев посмотрел на это и понял, что никакого смысла участвовать в подобного рода переговорах нет.
Пашинян же поехал, потому что откровенно не скрывает свой нарратив, который он определил для своей внешнеполитической стратегии, которая в корне нарушает реальные правила игры, связанные с текущей ситуацией и вообще нюансами в Закавказье. Это все, мягко говоря, вызывает удивление даже в Азербайджане.
Наиболее правильным форматом здесь был бы московский, подразумевающий участие лидеров России, Азербайджана и Армении. В рамках такого диалога стороны могли бы договориться.
Посмотрим, как будут обстоять дела. В любом случае мы свидетели того, что европейская площадка провалилась. Более того, отдельные европейские институты уже задумываются о введении санкций против Баку. Та же резолюция Европарламента юридически ни к чему не обязывает, но все начинается с таких слов. И еще неизвестно, чем все может обернуться. Если они позволяют себе об это говорить, значит, реальные мысли и реальное положение дел обстоят так, что они готовы на это пойти.
Другой вопрос, что может Евросоюз сегодня санкции не введет, но отношения между ЕС и Азербайджаном охладятся — это однозначно. Главным локомотивом охлаждения сегодня являются Макрон и Шольц. Поэтому и глава МИД ФРГ Анналена Бербок недавно выступала с резкими антиазербайджанскими заявлениями, не скрывала своих проармянских симпатий, и глава МИД Франции Катрин Колонна, не говоря уже про отдельных европейских парламентариев и чиновников, которые, откровенно говоря, сеют алармистские опасения, что будет этническая чистка, хотя даже российская сторона неоднократно заявляла, что нет никаких предпосылок к этому.
Европейцам же надо вклиниться в регион, главным образом Франция пытается через Армению втянуться на Южный Кавказ. Запад пытается это сделать просто для того, чтобы открыть там второй фронт против России. Все намного шире, глубже и опаснее, чем мы можем представить.
«СП»: Вернемся к санкциям. ЕС очень рассчитывает на азербайджанский газ. Если сейчас Европа введет санкции против Баку, к чему это может привести?
— Они сделают хуже себе. Думаю, как минимум, они потеряют поставки газа из Азербайджана и не только. Ведь в перспективе европейцы надеялись получить через Азербайджан туркменский газ. Эта труба идет через Азербайджан, Грузию, Турцию в Европу. Европейцы из-за своей недальновидности потеряют два очень жирных куска, поэтому некоторые европейские чиновники (между прочим антиазербайджански настроенные, но прагматичные) говорят, что надо закрыть глаза на многие нюансы и вопросы ради собственных интересов — надо получать углеводороды из Азербайджана. От России они получать газ не хотят, пока не хотят. Придет время — захотят.
Другое дело, что европейцы сами себя загнали в ловушку и не знают, чего сами на самом деле хотят. Хотят ли они выстраивать нормальные отношения с Россией, с кавказскими государствами. Позиции ЕС крайне неустойчивы на Южном Кавказе. Мы видим ту же Грузию, отношения с которой дальше ассоциированного членства в ЕС не продвинулись. Рассчитывают Армению переманить на свою сторону? Пусть попробуют.
Все прекрасно понимают, что перетягивание даже Армении на свою сторону — это уже не красные, а бордовые линии, которые нельзя ни в коем случае переходить. Закавказье — это зона национальных интересов РФ. Они пытаются устроить нам еще одну головную боль — у наших южных границ.
«СП»: Ключевые региональные игроки это явно понимают. Иран выступает против присутствия НАТО на Южном Кавказе, поскольку альянс представляет угрозу безопасности стран региона. При этом, насколько я понимаю, европейцы давали Пашиняну некие обещания. Так как они теперь их будут выполнять?
— Даже Турция не очень бы хотела, чтобы те же Франция и Германия активно присутствовали на Кавказе, в том числе в Армении. Все ответственные игроки прекрасно понимают, чем может обернуться появление натовских военных баз на Южном Кавказе. Это будет серьезное противостояние, которое может вылиться в непредсказуемые последствия.
Иран очень четко предупредил армянское руководство, что привлечение в каком-либо виде Запада (французы, немцы, американцы) приведет к дестабилизации ситуации. Если Армения рассчитывает на поддержку Ирана, то она, прежде всего, должна отказаться от взаимоотношений с Западом. Иран не будет терпеть у своих границ кого-либо из европейцев. Иранские дипломаты уже четко дали понять французам, что их появление в Армении — это почва с определенными последствиями.
Все рассчитывают на то, что руководство Армении образумится и перестанет делать провокационные заявления и действия, поскольку это не отвечает духу и интересам нашей страны в том числе. Мы рассчитываем на конструктив и последовательность, которые сегодня Пашинян, к сожалению, не демонстрирует. Он делает странные заявления, которые ударяют по нашим взаимоотношениям. Пока он будет себя так вести, обострение ситуации продолжится.
Более того, европейцы хотят показать, что они люди принципа. Это проявляется и в отношении вступления Швеции в НАТО и противостоянии Турции по этому вопросу, и в их жесткой позиции по отношению к нам в украинском аспекте, и в азербайджанском вопросе. Это говорит о том, что европейцы хотят самоутвердиться.
Отношения между Азербайджаном и Европой будут ухудшаться, если Европа не перестанет активно поддерживать Пашиняна. Отношения с Турцией, которые у Европы и так не очень хорошие, будут ухудшаться из-за взаимных претензий. Иран в стороне оставаться не будет и тоже свое слово скажет. Ничего не говорит, что нас ждет стабилизация и спокойствие.