Байден бросился вдогонку за уходящим китайским поездом
США нервно смотрят на проходящий в Пекине форум «Один пояс — один путь»
Проходящий в Пекине форум международного сотрудничества «Один пояс — один путь» собрал представителей почти 140 государств, в том числе, лидеров многих стран.
17 октября утром в столицу Китая прилетел Владимир Путин, у которого в рамках форума большая программа. 18 состоятся переговоры с главой КНР Си Цзиньпином, однако, и вторник выдался весьма насыщенным. Так, российский лидер уже успел провести ряд встреч — с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, с главой правительства Таиланда Сеттхом Тхависином, а также с президентом Вьетнама Во Ван Тхыонгом.
Как обратил внимание в беседе со «Свободной Прессой» доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков, проект «Один пояс — один путь» весьма перспективный.
— Сейчас все проекты, направленые на международное сотрудничество, могут считаться эффективными, поскольку в последние год-полтора был нанесен сильный удар по международному сотрудничеству, по свободе мировой торговли. По Китаю удар был столь же значительный, как и по России, ведь против Поднебесной Запад также вводит санкции, против китайских технологических компаний.
Проекты типа «Пояса — пути», на мой взгляд, исправляют ситуацию, когда рестрикции используются в качестве инструментов воздействия.
Сейчас Россия диверсифицирует свои внешние экономические отношения, да и Китай, чтобы не потерять серьезную инерцию развития, должен активно сотрудничать со странами, которые близки ему по духу. Здесь и развитие финансовых взаимоотношений, и транспортных, и логистических — это сейчас в приоритете. Китайская экономика растет на мировом спросе, но чтобы такая возможность сохранялась и в будущем, Пекин и продвигает подобные инициативы.
На мой взгляд, происходит формирование новой модели международного сотрудничества, которое не зависит от политических настроений элит той или иной страны.
Подобные проекты по сути являются продолжением традиций древнего «Шелкового пути», который существовал еще в доисторические времена. Китайцы, как нация очень традиционная, пытаются решить современные проблемы, используя проверенные методы, которые много веков назад уже показали свою эффективность. Впрочем, понятно, что сегодня все основано уже на новых технологиях, на новых коммуникационных и финансовых основах.
«СП»: На первом и втором саммите участвовали представители так называемой «старой Европы», но в этот раз ни Шольца, ни Макрона, ни Мелони. Кстати, Италия вообще планирует выйти из инициативы… Как вы считаете, почему это происходит?
— Проект настолько масштабный, что из-за участия, или неучастия отдельных стран он никак не пострадает, трансформироваться не будет. «Один пояс — один путь» охватывает бо́льшую часть Евразии, соединяет развивающиеся и новые экономики.
Да, европейский рынок, несмотря на начинающиеся проблемы в экономиках Евросоюза, пока еще остается большим. Вместе с тем, китайцы понимают, что западные страны в подобных мероприятиях могут играть деструктивную роль, превращая экономические переговоры в какой-то балаган популизма, связанного с политикой. Это Китаю не интересно.
Политизированность и политиканство должны остаться в стороне — проект объединяет те страны, которые заинтересованы в сотрудничестве, без всяких условий.
«СП»: Накануне форума агентство Bloomberg назвало «Пояс — путь» «мертвым проектом». На ваш взгляд, связана ли эта оценка с детищем американского президента Джо Байдена — инициативой, о которой он объявил на встрече «Большой двадцатки», по созданию альтернативного коридора «Индия — Ближний Восток — Европа»?
— Безусловно. На мой взгляд, западные информационные ресурсы используются для того, чтобы давать преимущество одним проектам перед другими. Но проблема в том, что западный мир уже находится не в той позиции, чтобы диктовать другим странам, что им делать, а от чего отказаться. На мой взгляд, чем быстрее к западным странам придет понимание, что политические игры в экономической политике использовать не стоит, тем будет лучше. Мы видим, что сейчас происходит с западными экономиками, в какие проблемы они попадают.
За десять лет проект «Один пояс — один путь» уже заработал триллион долларов. В то же время, проект Байдена пока только на бумаге — в Индии был подписан всего лишь меморандум.
Я полагаю, что если байденовский проект реализуется, европейские страны были бы в этом заинтересованы. Как говорится — «больше проектов хороших и разных». Оба проекта прекрасно бы дополняли друг друга. Но здесь вопрос — какой будет более эффективным? Какой будет давать больший товарооборот? Где будет больший поток финансовых взаимоотношений?
На мой взгляд, проект Китая — более успешный, чем проект Байдена. Я думаю, даже сами европейцы прекрасно понимают это, поскольку китайцы предоставляют больше возможностей для товарооборота, возможностей для заработка, возможностей усиления конкурентоспособности экономик.