Встретившись в Астане, Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев обменялись любезностями. Отношения между нашими странами испытаны временем и не подвержены политической конъюнктуре, заявил глава Казахстана. Российский лидер подтвердил: «Мы не просто союзники, а наиболее близкие союзники».
А перед визитом в Астану в интервью «Казахстанской правде» Владимир Путин подчеркнул: «Главное, наши народы всегда были и остаются добрыми соседями и верными друзьями. Поэтому, какая бы обстановка ни складывалась в мире, с уверенностью смотрю в будущее наших союзнических отношений и интеграционного партнёрства».
Можно ли считать Казахстан «верным другом»? А как насчет фактического исполнения Астаной антироссийских санкций? И на переписывание истории, в новой редакции которой наша страна представляется «оккупантом», закроем глаза?.. К Казахстану накопилось слишком много вопросов.
— Можно сказать, что это просто такие обороты речи в стилистике «восточной политики», некие дипломатические расшаркивания, — считает лидер Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов. — В речи, предварявшей официальную часть переговоров, Токаев первым заявил: «Россия — стратегический партнер и союзник Казахстана». И Владимир Владимирович ответил любезностью, что не отменяет, конечно, наличия реальных противоречий.
Думаю, негативные проявления, как тотальная дерусификация и усиление прозападного крена во внутренней и внешней политике РК, сейчас не выпячиваются Москвой с целью не допустить дальнейшего дистанцирования Астаны. Похвалами и комплиментами стороны хотят продемонстрировать дружелюбность и лояльность друг другу и как бы показывают всем только позитивную повестку дальнейшего сотрудничества. Хотя большинство, безусловно, понимает, что действительность очень сильно отличается от формальных деклараций.
«СП»: В Петропавловске начался суд над создателями «Совета трудящихся», которые якобы отрицали независимость Казахстана. Камень в огород России? Ведь север Казахстана населяют в основном русскоязычные…
— Арест и показательный судебный процесс над участниками так называемого Совета трудящихся Петропавловска, как я говорил и ранее, с самого начала является спланированной провокацией казахстанских спецслужб в духе «мятежа» Пугачёва-Казимирчука, инспирированного в далёком 1999-м году в Усть-Каменогорске.
Данная операция осуществлена Астаной с целью продемонстрировать Западу «угрозу» для своих северных регионов со стороны Москвы, вызвать сочувствие в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе, а также запугать русских, русскоязычных, да и всех недовольных в стране, подорвав их волю к какому-либо сопротивлению.
Неслучайно суд над «повстанцами» начался за неделю до приезда Владимира Путина в РК, чтобы показать своему националистическому электорату, кто реально в доме хозяин, и одновременно намекнуть Кремлю, что в случае чего русские и сторонники России остаются некими заложниками Акорды. Это такой своеобразный шантаж. Правящая казахстанская элита как бы говорит: «Смотрите, будете давить на нас, пройдут новые массовые аресты, суды и дальнейшее ухудшение отношений».
«СП»: Кстати, помимо русофобии, «наиболее близкий союзник» культивирует еще и антисемитизм. Как проявления национализма оценивают в Казахстане, и как к этому относятся в России?
— В последнее время стал свидетелем, наоборот, безоговорочной поддержки местными казахскими националистами Израиля, что сильно их роднит с азербайджанскими коллегами. Например, бывший силовик и деятель «языковых патрулей» Диас Кузаиров вообще договорился до того, что назвал казахов и евреев одним народом. Все видные национал-либералы также поддержали Тель-Авив, похожие настроения господствуют в большей части правящей элиты РК. Ларчик открывается просто — все они ориентируются на позицию Вашингтона и западных правительств.
Выделение же Токаевым миллиона долларов в поддержку народа Палестины в большей степени продиктовано тем, что Астана не хочет отставать от Анкары и не может игнорировать заявления Реджепа Эрдогана, который осудил действия Израиля в секторе Газа на заседании саммита Организации тюркских государств (ОТГ) в Казахстане в начале ноября. При этом взаимовыгодная торговля нефтью и полезными ископаемыми с Тель-Авивом продолжается в том же объеме, в том числе и через территорию Турции.
Проявления антисемитизма в РК носят эпизодический характер. Они являются личной низовой инициативой отдельных казахстанцев и не идут ни в какое сравнение с ростом русофобских и антироссийских настроений.
«СП»: Кто реально правит страной? Есть ли клан, ориентированный скорее на Москву? Насколько казахские олигархи зависимы от России?
— К власти окончательно пришла команда, подчиняющаяся непосредственно Касым-Жомарту Токаеву, которая оттеснила семейный клан Нурсултана Назарбаева, и сейчас он теряет позиции в результате передела собственности. Нынешняя «национализация» Карагандинского металлургического комбината и шахт, а также передача правительству многомиллиардных активов Кайратом Боранбаевым, экс-сватом экс-Елбасы, тому доказательство.
Кланы же, ориентированные на Россию, мне пока неизвестны. Да, в процессе борьбы друг с другом такие группировки, может, и появятся, но, как ранее отдельные чиновники, будут лишь использовать карту лояльности Москве в своих интересах во внутренних раскладах, не более.
На данный момент тот же Имангали Тасмагамбетов, являющийся ныне Генеральным секретарём Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), выступает скорее представителем Акорды для ведения конфиденциальных переговоров, нежели самостоятельной политической фигурой.
Посол РК в РФ Даурен Абаев, противоречивший на словах главному русофобу Ерлану Карину, сам сторонник западного либерализма. Три года назад, будучи заместителем главы администрации президента, заявлял о солидарности руководства Казахстана с резолюцией Европарламента, уравнивающей нацизм и коммунизм, то есть гитлеровскую Германию и СССР.
Возможно, сдерживающим фактором для многих является арест и осуждение еще в 2017-м «за разглашение государственных секретов» Баглана Майлыбаева и его помощника Николая Галихина, которые не скрывали пророссийских взглядов и открыто поддерживали в социальных сетях ЛДНР в противовес почти всем высшим чиновникам РК. На слуху у всех и Константин Сыроежкин, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте республики (КИСИ), осужденный «за государственную измену».
Что же касается олигархов, то они такие же «многовекторные», как высшие чиновники, и, даже если имеют свой бизнес в России, держат свои многочисленные активы на Западе. Не заметно, чтобы эти люди пылали любовью к Москве или были от неё зависимы.
«СП»: На чем Россия может «прижать» Казахстан? Уран? Нефть? Что еще? Россия кормит Казахстан пшеницей, сахаром, мясом курицы — как и чем он рассчитывается? Вооружение армии Казахстана опять же российское. Насколько для Астаны важно ВТС с Россией? Есть еще области, где Москва может ставить условия?
— Эффективные экономические рычаги воздействия у Москвы есть. Например: выдвижение новых условий транспортировки условно казахстанской нефти и полезных ископаемых в Европу по нашей территории, отказ от продажи зерна Продкорпорации РК, занимающейся спекуляцией, повышение стоимости предоставляемой электроэнергии. Эти и другие методы быстро отрезвили бы Астану.
РК сейчас очень зависит от поставки продовольствия, так как собственная пищевая промышленность фактически разрушена. Тем не менее, национальная палата предпринимателей, ранее контролировавшаяся средним зятем экс-Елбасы Тимуром Кулибаевым, является застрельщиком решений по запрету на ввоз в РК сахара, пшеницы, той же курятины и других продуктов для установления собственной монополии и вытеснения российских поставщиков. Поэтому не удивлюсь, если Астана сама откажется от ряда продовольственных товаров в интересах собственных олигархов.
Но Москвой экономические меры давления сейчас не рассматриваются. Наоборот, Россия обеспечивает Казахстан газом, поставляет дизельное топливо и другие ГСМ, которые там в дефиците из-за проблем на НПЗ. Расчёт как я понял сделан на усиление экономической привязанности через энергетические проекты. Правда, как видим, в отношении Германии и Украины такой подход не сработал.
— Демонстративные комплименты Владимира Путина Токаеву выглядят странно, — считает редактор «АПН-Северо-Запад» Андрей Дмитриев. — Такое ощущение, что после начала СВО на Украине президент пытается понравиться остальным постсоветским республикам. Какой же Казахстан союзник, когда он участвует в санкциях, когда сидит пророссийский правозащитник Ермек Тайчибеков, когда русофобия процветает, «языковые патрули» ходят!
Думается, это такие игры в Советский Союз, хотя его давно нет. И отношения надо строить на сугубо рациональной основе, с упором на защиту русских. Иначе получается, что Кремль отстаивает непонятно что. Казахи хотят в новый союз? Пожалуйста. Давайте предложим им новый союз. Не хотите? Отдавайте русские территории и репарации за все выстроенные шахты и предприятия. Но Кремль не готов ни к тому, ни к другому варианту решения вопроса.
То есть осень российской внешней политики, о которой давно говорилось, продолжается. И получается, что СВО даже усугубила ситуацию. Ибо отступление с остальных территорий постсоветского пространства пошло ускоренными темпами.