Попытки внешних сил рассорить страны бывшего СССР будут продолжаться, но у них ничего не получится, уверена председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«Лучшее, что мы можем сделать, чтобы отдать дань памяти Чингизу Айтматову — это всемерно способствовать углублению сотрудничества парламентариев СНГ. Говоря о странах бывшего СССР, писатель повторял, что надо объединяться, а не ссориться. Конечно, попытки внешних сил внести раздор в наши ряды будут продолжаться. Но до сих пор у них ничего не получалось. Уверена, не получится и в будущем», — заявила она, посетив международную конференцию, посвященную 95-летию со дня рождения Айтматова.
По ее словам, руководители России и Киргизии поддерживают курс на экономическое, политическое и гуманитарное взаимодействие государств, что имеет огромное значение для сохранения стабильности «на всём пространстве Евразии».
Изучать творчество Айтматова — это, конечно, хорошо, но панацея ли это? Вообще, кажется, вековые гуманитарные связи бывших советских республик оказались не очень прочными на поверку: на Украине идет ожесточенный конфликт, сохраняется напряженность между Арменией и Азербайджаном, Киргизией и Таджикистаном. Все ли дело только в том, что нас кто-то пытается рассорить? Они прямо настолько всесильны?
— Страны Запада — Европа и США создают на постсоветском пространстве собственные диалоговые форматы, навязывают сотрудничество нашим соседям по всем направлениям, — отмечает руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Например, формат «С5+1» (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и США). Казалось бы, где находятся Соединённые Штаты, а где — Центральная Азия, но США и в этом регионе стараются продвинуть свою повестку.
При этом Запад лоялен к центральноазиатским режимам, многие из которых далеки от западных представлений о демократии. Но если в отношении Си Цзинпина Байден может позволить себе определение «диктатор», то в отношении лидеров центральноазиатских государств этого не происходит. Лесть настолько откровенна, что выглядит как лицемерие.
«СП»: Как бы вы оценили заявление Матвиенко? Кажется, у них вполне получается рассорить.
— Республики бывшего СССР на протяжении всей постсоветской эпохи традиционно стараются рассорить с Россией.
Первыми откололись от Советского Союза прибалтийские республики. Они сразу же превратились в заклятых врагов России. С центральноазиатскими государствами такого не случилось, но постепенная исламизация и национализация элит делают свое дело. На бытовом уровне местами уже наблюдается русофобия, откровенные антироссийские, антирусские выходки местных националистов уже не редкость. Особенно выделяется в этом плане Казахстан.
На глазах «перевоспитывают» Армению и Молдову. С Грузией у России нет даже дипломатических отношений, правда, на бытовом, межчеловеческом уровне, напротив, отношения налажены, даже туризм развивается. В результате нескольких майданов Украину удалось превратить в анти-Россию.
Безуспешными оказались попытки отвернуть от России Белоруссию. Ну и Азербайджан пока держится. В целом на постсоветском пространстве обстановка тревожная, недружелюбная, что бы там ни говорила Валентина Матвиенко.
«СП»: Корни этих ссор в исторических противоречиях?
— Причина этих ссор в попытках новых национальных элит самоопределиться за счет других, а поводы всегда можно найти в богатой многотысячелетней истории нашего региона. Только при желании жить в мире можно находить примеры длительного по времени и конструктивного, выгодного по содержанию добрососедства.
При желании же поднять свой авторитет за счет войны и противостояния, можно отыскать в истории и многочисленные примеры противоборства. Внешним силам, понятно, выгоднее находить в прошлом примеры конфликтов с Россией государств, существовавших на месте нынешних независимых государств, и вновь раздувать костер смуты сначала в умах, а затем на реальном поле боя. Они заинтересованы в ослаблении нашей страны, а значит, будут продолжать такую политику.
«СП»: Как мы можем с этим бороться?
— Создавая на постсоветском пространстве условия для взаимовыгодного сотрудничества, Россия способна привязать к себе бывшие республики СССР.
Надо понимать, что сами они не будут противодействовать западному влиянию, потому что Запад приходит к ним с деньгами. К сожалению, только экономический интерес удержит эти страны в орбите российского влияния. Ни о какой дружбе и братстве говорить не приходится.
Русский язык тоже не станет той скрепой, которая сохранит дружелюбность соседей. Молодое поколение там уже изучает английский. Но не стоит забывать, что трудовые мигранты к нам едут тоже в основном из этих стран. И они могли бы стать мощным инструментом влияния. Правда, сейчас всё происходит с точностью до наоборот. Мигранты устанавливают свои порядки в России.
«СП»: Как долго, по-вашему, эти попытки будут продолжаться? Можно ли как-то не временно, а раз и навсегда решить проблему?
— Ослабление России тем или иным способом всегда будет выгодно Западу, а значит, надо быть готовыми постоянно. Создавая вокруг себя «кольцо» заинтересованных в России стран, мы укрепляем свои позиции. Поэтому придется постоянно работать со своим окружением.
— Матвиенко, конечно, говорит максимально политкорректно, — считает доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов.
— Сказала ровно так как надо, а не как есть на самом деле. Это правильные слова, требующие, тем не менее, и правильных действий. Так как истинное положение дел требует не только слов. Страны СНГ находятся под влиянием стран запада — это факт. А ещё и под влиянием Китая — и это факт. Мы тоже влияем, но насколько достаточно? Вот в чем вопрос.
«СП»: Кто именно пытается рассорить страны постсоветского пространства и зачем?
— На примере Украины мы уже хорошо знаем кто и как нас пытается рассорить, кому выгодны оппозиционно настроенные к нам страны вдоль наших границ. Это очевидно. Разделять и властвовать — принцип старый, как времена. И если учесть, что конфликт на Украине постепенно теряет свою «капитализацию» для стран запада, надо четко понимать, что будут попытки организовать нечто подобное и в других странах.
«СП»: Эти попытки продолжаются все 30 лет. Как, по-вашему, меняется их интенсивность, за счет чего?
— Интенсивность их меняется только за счёт организации конфликтов в других частях земного шара. К примеру, на Ближнем Востоке. Каким бы ни был богатым Запад, но тянуть несколько конфликтов их бюджет сейчас не в состоянии. Что, впрочем, не должно нас расслаблять.
«СП»: Что способствует успеху «игры на разобщение», по-вашему?
— Есть фактор того, что в свое время все «взяли суверенитета, кто сколько хотел». В результате просела экономика, случился период, мягко скажем, раздробленности, связанный с геополитической катастрофой 1991 года. А также не стоит забывать, что не только страны СНГ, но и мы и наша элита прежде всего, хотели быть друзьями Запада. Это было или очень наивно, или очень подло. Как это было на самом деле, прочитаем в учебниках истории наших внуков.
«СП»: Что этому можем противопоставить?
— Только единство. Объедение. Прежде всего экономическое, а затем и культурное. Общее пространство экономики и культур, когда нам четко понятно почему мы должны жить вместе. У на есть во многом успешный опыт СССР в этом направлении. Есть и ошибки, на которых мы должны учиться, чтобы выжить. В одиночку никто не выстоит.