Старший советник Госдепартамента США по энергетической безопасности Амос Хохштейн заявил об уверенности Соединенных Штатов, что арабские страны не будут использовать нефть в качестве оружия.
«Нефть время от времени использовалась как оружие с тех пор, как она стала предметом торговли, поэтому мы всегда беспокоимся по этому поводу, работаем против этого, но я думаю, что пока это не произошло», — сказал он в интервью газете Financial Times.
Хохштейн отметил, что уровень сотрудничества между Вашингтоном и странами-нефтепроизводителями Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, последние два года оставался «очень крепким». «Сотрудничество и координация между производителями и потребителями [нефти — «СП"] за последние пару лет были очень сильными из-за попыток предотвратить энергетические шоки», — добавил старший советник Госдепа.
В свою очередь кандидат экономических наук, доцент Департамента международного бизнеса Финансового университета при правительстве России Жанна Ивановская в беседе со «Свободной Прессой» обратила внимание, что мнение Амоса Хохштейна в большей степени обусловлено политическими, нежели экономическими причинами.
— Ключевым фактором, влияющим на мировые цены на нефть, на сегодня, безусловно, выступает арабо-израильский конфликт. Однако несмотря на военные действия Израиля против ХАМАС и многочисленные жертвы среди мирного населения Палестины, арабские страны не торопятся вводить эмбарго на поставки нефти в Соединенные Штаты Америки, Европейский союз, как страны, поддержавшие Израиль по аналогии с 1970-ми годами.
«СП»: А почему же, действительно, арабский мир не стал вводить какие-нибудь ограничения для Соединенных Штатов и Европы?
— Возможно, многие из них пока занимают выжидательную позицию, включая Иран и Катар, как страны, оказывающие наиболее серьезную поддержку Палестине.
При этом позиция Израиля весьма радикальна, и не предусматривает компромиссных решений палестинского вопроса и, временами, сводится к предложению выселения палестинцев в соседние Египет и Иорданию, что с точки зрения арабских стран абсолютно не приемлемо.
Сейчас на рынке уже действуют ограничения в рамках сделки ОПЕК+, а на недавней встрече в начале октября члены объединения договорились о снижении квоты на добычу еще на два миллиона барреля в сутки. Определяющую роль в данном вопросе играет позиция Саудовской Аравии, для бюджета которой комфортной является цена нефти порядка 95 долларов за баррель.
Позиция Соединенных Штатов в этом вопросе сводится к достижению договоренностей, в первую очередь, с Саудовской Аравией об увеличении добычи нефти, что должно привести к снижению цен.
Хочу обратить внимание: саудиты в последний год активно обсуждают с американцами сделку по гарантиям безопасности и поставкам американского оружия, при условии признания Саудовской Аравией государства Израиль. Однако на мой взгляд, в условиях продолжающейся войны на Ближнем Востоке, до заключения перемирия, или, как минимум, прекращения огня, Эр-Рияд не может признать Израиль без имиджевых потерь.
«СП»: Сегодня цены на нефть, по сути, остаются на прежнем уровне. А что будет дальше — какие прогнозы?
— Прогноз цен на нефть в условиях высокой турбулентности в мире может быть дан в рамках нескольких сценариев, одним из базовых условий которого будет решение Саудовской Аравии о признании Израиля, или отказ от него.
На сегодня цена на нефть марки WTI составляет 82 доллара, что в условиях значительного сокращения запасов в Соединенных Штатах и дефицита нефтепродуктов в странах Евросоюза уже достаточно высокая цена для рынка.
Я считаю, что в случае достижения компромиссного и взаимоприемлемого разрешения конфликта на Ближнем Востоке, Саудовская Аравия выполнит договоренности с США и с 2024 года добычу нефти увеличит. В этом случае добыча будет увеличена и другими странами — экспортерами нефти, что будет либо способствовать сохранению цены на сегодняшнем уровне, либо ее снижению, но не более, чем на десять процентов.
Впрочем, ситуация может развиваться не в мирном ключе. То есть, компромисс может быть не достигнут, а это приведет к увеличению цены на нефть марки WTI до 100 долларов за баррель. Естественно, такой сценарий США абсолютно не устраивает, поскольку может стать фактором, влияющим на предвыборную кампанию, и послужить поводом для критики со стороны республиканцев.