Россия строит на Донбассе «город-сад», считает главный редактор RT Маргарита Симоньян. Она напомнила, что на освобождённых в ходе СВО территориях российские специалисты под обстрелами продолжают строительство дорог, школ и других объектов.
«Вы посмотрите, что мы делаем там сейчас на тех территориях, которые мы уже вернули… Мы же строим там „город-сад“, это же видно — дороги, школы. Это всё ещё под угрозой, там все ещё продолжают их атаковать, а мы все равно это строим», — подчеркнула она.
Не слишком ли — про «город-сад»? Да и есть ли смысл что-то восстанавливать под постоянными обстрелами? Может, дождаться конца конфликта, а до того делать только то, без чего вообще не прожить?
— Объём строительства в том же Мариуполе очень впечатляет, — говорит военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Я там был, когда ещё велись бои за город. Говорил жителям: посмотрите на Грозный, тоже был полностью разрушен, а теперь как отстроили. Всё сбылось.
«СП»: Есть ли вообще смысл масштабных строек, пока идут боевые действия, и города подвергаются постоянным обстрелам? Опыт чеченских войн напоминает, что огромные «строительные» деньги легко списываются на «мы построили, но опять прилетело».
— Опасность есть. В то же время и сидеть сложа руки нельзя. В ЛНР, как только город территория уходит в тыл, начинается строительство дорог. Это и от Луганска на Северодонецк, и в районе Горское-Золотое, и от Ирмино на Стаханов. А ещё раньше от Марковки на Луганск. Очень много построили. И сам Луганск сейчас одна большая стройка. Сейчас ведь полностью тыловым нельзя считать ни один район Донбасса — что ж теперь, совсем ничего не строить?
Опасность разрушений при этом будет. Как будут и те, кто захочет погреть на этом руки. Увы, с таким встречались в Донецке с 2014 по 2022 годы. Сейчас там пока отстраивать ничего особо нельзя, слишком близко фронт. А скоро обязательно будет, как в Луганске.
«СП»: Как известно, ту же Попасную решили не восстанавливать. Какие еще города, по-вашему, восстановлены не будут? А какие нужно восстановить обязательно? Где нужна витрина, а где — просто неотложные действия для нормализации жизни населения?
— Принято решение восстанавливать завод «Азот» у Северодонецка — это правильно. Чем больше заводов получится восстановить, тем лучше. Если есть возможность. «Азовсталь» уже не восстановишь, Лисичанский НПЗ под вопросом. Коксохим под Авдеевкой тоже после войны вряд ли получится восстановить в полном объёме.
Всё должно диктоваться целесообразностью и реалиями. Попасная — это важный логистический узел, но известным населённым пунктом вне вооружённого конфликта она не была. Вероятно, там будет что-то построено, но не населённый пункт. А вот Артёмовск надо обязательно восстановить. Символ русской доблести и военной славы.
«СП»: Если восстанавливать, то на какие средства? А главное — для кого? У нас серьезные проблемы с демографией, а там тем более…
— Будет восстановление — приедут люди обратно. Кто-то сам захочет принять участие в отстраивании своих городов. Желающие приедут и с территории России в границах до 30.09.2022, если их заинтересовать. А за какие средства? Думается, опыт государственно-частного партнёрства, применённый в Мариуполе, будет и далее эффективным.
«СП»: Насколько применим опыт советской власти после ВОВ? Или ситуации несравнимы?
— Очень бы хотелось, чтобы опыт применялся — в части мобилизации, организации добровольческих отрядов. Плюс использование труда пленных бандеровцев. А после победы — и в результате получения репараций от проигравшей Украины.
«СП»: Могут ли исчезнуть целые агломерации, а с ними экономические цепочки и целые отрасли. А что на их месте будет? Дикое поле?
— Донбасс — очень богатая территория с природной точки зрения. Если это с умом использовать, вложения могут окупиться. Не быстро, конечно. Сейчас же политическое значение восстановления гораздо выше экономического. Поэтому «города-сады» будут обязательно. Чтобы показать, что свободный Донбасс возвращается к жизни.
— Маргарита Симоньян давно и уверенно дискредитирует Россию своей не слишком умной пропагандой, — считает редактора «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— То заявит, что русским нельзя давать выбирать себе власть, а то — цитата — «на любых свободных выборах у нас победят фашисты, которые нас с вами с удовольствием повесят». То рассказывает про «ржавые джавелины», поставляемые США Украине. Но эти самые «джавелины» немало убили наших военных и мирных граждан. Про план «Киев за три дня», который она тоже активно пропагандировала, я уже и вспоминать не буду.
Теперь, значит, город-сад. Я напомню, у нас там небольшая полоска земли вдоль побережья Черного моря, километров на 50−100 вглубь, насквозь простреливаемая ВСУ. Прифронтовая территория. Население в значительной части оттуда уехало. То есть и новая трасса в Крым — это хорошо, но она уязвима — могут быть прилеты от противника. И в Геническе, и в Мариуполе строительство есть, этим мигранты занимаются под бдительным взором вице-премьера Хуснуллина. Но всё равно, чтобы там был город-сад, нужно отодвигать линию фронта, иначе ничего не выйдет.
Опыт позднесталинского СССР показывает, что можно творить чудеса, восстанавливая из руин города. Как было, например, с Ленинградом, где после блокады в конце 40-х начале 50-х были построены целые новые районы — на Охте, например, или в Автово. Но сперва дошли до Берлина и добили фашистов. А скажи товарищу Сталину кто-нибудь про город-сад, когда фашисты стоят в нескольких десятках километров, вождь, думается, покрутил бы пальцем у виска.
— «Город-сад» — это, пожалуй, слишком, но то что на бывшие украинские территории заходит более развитая цивилизация — неоспоримый факт, — уверен политолог Андрей Милюк.
— Мне довелось поездить по освобожденным территориям. Чудовищная разруха даже в тех местах, где боевые действия практически не велись. Видно, что при независимой Украине на восточные регионы махнули рукой.
Первое что бросается в глаза там, где Россия решает обустраивать мирную жизнь — дороги. Вместо разбитого асфальта с ямами, которые нужно объезжать по встречке — нормальные широкие трассы.
Массового строительства по образцу Мариуполя, по-моему, недостаточно много на освобожденных территориях — местные жители чувствуют себя обделенными, особенно в тех местах, где разрушения от боев не меньше мариупольских.
Конечно, это ближний тыл, где всегда есть опасность обстрелов, но фронт-то никуда не двигается, люди уже 1,5 года живут в состоянии неопределенности. Налаживание мирной жизни — залог лояльности местных. Ну да, можно поприжаться, мол, «восстановим, как закончится СВО» — и, выиграв боевые действия, проиграть битву за души людей.
Последствия этого обойдутся куда дороже, нежели ремонтировать разрушения от единичных прилетов на вновь отстроенных объектах.
В этом отношении стоит брать пример с Донецка — фронт проходит по окраинам города, но работа коммунальных служб не останавливается. Характерный пример, наблюдал лично: суббота, 11 вечера, только что центр Донецка обстреляли из миномета; уже к часу ночи, сразу после того, как силовики зафиксировали разрушения, приехали рабочие и начали уборку территории.
Решение не восстанавливать ту же Попасную, на мой взгляд, ошибочно. Будет город-призрак, а ведь мог бы стать вторым Мариуполем. Разрушения там примерно такие же — полностью снесенный боями центр и относительно слабо пострадавший частный сектор.
Восточнее Попасной, за трассой Стаханов-Лисичанск, еще дальше в тыл, есть множество разрушенных сел — Тошковка, Нижнее
Там по окрестностям живет не так уж много людей — несколько сотен, из них детей всего несколько десятков. Как только поползли слухи, что откроют школу, люди начали возвращаться обратно. Это к вопросу о том, для кого отстраивать — люди есть, где-то мыкаются беженцами, ждут пока наладится мирная жизнь.