6 декабря комитеты по вооруженным силам Сената и Палаты представителей Конгресса США опубликовали 3000-страничный текст Закона о полномочиях в области национальной обороны на 2024 финансовый год. В 13-м разделе документа написано, что президент должен поручить Совету Безопасности разработать межведомственную стратегию в отношении Черноморского региона.
Среди целей и задач — снижение зависимости Болгарии, Грузии, Молдавии, Румынии и Украины от России, «смягчение последствий экономического принуждения» со стороны РФ и КНР. Турция упомянута среди стран региона, но в число нуждающихся в «помощи в области безопасности» не входит.
Сегодня многие западные аналитики рассуждают о постконфликтной ситуации и «заморозке» российско-украинского конфликта. Масла в огонь добавляет разверчивающаяся президентская гонка в США, основного спонсора Украины.
О том, какие настроения царят в стане консерваторов-республиканцев свидетельствуют циничные откровения Кевина Робертса (Kevin Roberts), президента Heritage Foundation, влиятельного аналитического центра: «Итак, мы говорим, что вы расставляете приоритеты: Израиль и Великобритания всегда будут самыми важными странами для американцев. Всегда. Это просто история. Мы не можем оставить Тайвань из-за угрозы, исходящей от Коммунистической партии Китая, величайшего противника американцев. Украина очень важна. Мы, конечно, хотим, чтобы украинцы победили, но они находятся на третьем месте… Это означает, что им, сожалению, придется нелегко. Затем немцы и французы, которые любят грозить пальцем американским консерваторам, должны напрячь свои силы и заткнуть свои чертовы рты — и это уже второй раз, когда я говорю им об этом. В свете предстоящих президентских выборов в США, на которых более убедительными выглядят шансы республиканских кандидатов (их восемь, включая неуемного Дональда Трампа), не исключено, что подобная расстановка внешнеполитических приоритетов станет доминирующей в будущем».
То, что раскрученный американскими демократами антироссийский и антиевропейский «проект Украина» вскоре может оказаться не в числе приоритетов США, не повод для самоуспокоения. Тем более на «земле», в полях Донбасса, Запорожья и Херсонщины, ситуация далеко не из самых простых.
Даже завершение СВО в пользу России, на что рассчитывает подавляющая часть нашего общества, настроенного патриотически, не гарантирует стабильного мира и гармоничного развития. Наоборот — приведет к кратному росту внешних угроз, предоставив лишь временную передышку от дальнейшей экспансии Запада.
Эти угрозы связаны, прежде всего, с ситуацией на постсоветском пространстве, которое Запад будет использовать как бикфордов шнур для подрыва ситуации по всему периметру границ России.
Ликвидация Нагорно-Карабахской республики произошла так неожиданно, что многие до сих пор не осознали значения этого события. Между тем оно может иметь серьезные последствия не только для российского влияния в Закавказье, но и для Приднестровья. Его независимость Москва не признает и на словах поддерживает территориальную целостность Молдавии, чье руководство полностью солидаризировалось с антироссийской политикой Запада и Украины.
Не меньшую угрозу вызывает политическая линия Казахстана. Она становится все более антироссийской: открытая поддержка санкционного режима против РФ, переход с кириллицы на латиницу
Просел геополитический евразийский вектор, старательно пестуемый в предыдущие десятилетия частью интеллектуальной и политической элиты. В особенности это касается стран Средней Азии. Объективно у России нет серьезных союзников в регионе, сильно подверженном внешнему влиянию со стороны Китая и США. Более того, ситуация в Евразии может оказаться непредсказуемой вследствие внутриполитических факторов. Единственным стабилизирующим звеном остается Китай, которому невыгоден хаос в своем «подбрюшье» в преддверии решающей геополитической схватки с Америкой.
Что касается среднесрочных перспектив Украины, одного из самых крупных постсоветских государств, чей фактор будет оказывать долговременное отрицательное влияние на состояние безопасности России, то у нее нет перспектив на победу в противостоянии на истощение.
Современная военная кампания, как убедительно показала СВО, это, прежде всего, арсеналы снарядов, ракет и беспилотных летательных аппаратов, плюс наличие прочного тыла и отлаженной логистики театра военных действий.
По большинству параметров Украина и ее союзники сегодня объективно проигрывают России. Мы пока уступаем с точки зрения количества и качества спутниковой разведки и радиосвязи.
Главный фактор, который сегодня работает против Украины — глобальная нехватка боеприпасов. Чтобы не быть голословным, приведу следующую весьма любопытную статистику из западных источников. Согласно спецдокладу Рика Ларсена (Rick Larsen) для Парламентской ассамблеи НАТО (8 октября), Украина в настоящее время выпускает от 5000 до 6000 артиллерийских снарядов в день или 150−180 тыс. в месяц.
При нынешнем уровне производства США производят примерно такое же количество в год, в то время как вся Европа примерно 300 тыс. снарядов в год. Россия, по разным оценкам, еще до СВО производила примерно 1,7 млн артиллерийских снарядов и намерена до конца текущего года довести этот объем до 2,5 млн единиц.
Как ни парадоксально, противником Украины стал рыночный характер экономики индустриальных стран Запада. Частные предприятия ВПК ориентировались на минимальный госзаказ и оказались не готовы к инвестированию в расширение производства вооружения и боеприпасов, опасаясь, что в случае снижения спроса (то есть прекращения конфликта) они рискуют обанкротиться.
Это важный урок для России, сумевшей сохранить большинство оборонных предприятий в государственной собственности. Они, согласно заявлению главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, смогли в короткий срок в 50 раз (!) увеличить поставки боеприпасов, в частности, гиперзвуковых «Кинжалов».
Наследие плановой социалистической экономики в критический для страны момент оказалось более эффективным, чем «невидимая рука рынка». Поэтому одной из ключевых задач на ближайший период должен стать перевод в государственную собственность всех объектов оборонки страны, неразумно приватизированных в предыдущие годы.
Предвидя негативный исход военного противостояния на Украине, американские политики и военные уже со второй половины 2022 г. стали активно прорабатывать различные сценарии, связанные с продолжением прежней политики сдерживания России.
Так, 25 октября этого года подкомитет по Европе и сотрудничеству в области региональной безопасности сенатского Комитета по международным отношениям провел слушания на тему «Оценка стратегии Государственного департамента по безопасности в Черноморском регионе».
На слушаниях под председательством сенатора Джин Шахин выступил помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен, который рассказал о стратегии в отношении Черного моря. Ее предполагается оформить в виде отдельного законодательного акта. Проект Закона о черноморской безопасности («Black Sea Security Act of 2023») был подан сенаторами Джин Шахин (демократ) и Миттом Ромни (республиканец).
Отметим, что информация о ходе рассмотрения и принятии этого закона замалчивается. О нем сообщается только на лентах агентств (или на сайтах Конгресса США). Фактически законопроект является дополнением к другому документу — National Defense Authorization Act (NDAA), который определяет расходы США на национальную оборону в 2024 фискальном году.
Судя по всему, затянувшийся бюджетный кризис затормозил его подписание президентом США Байденом. Но это вопрос времени. Вне зависимости от характера и колебаний внутриполитической ситуации, американские политики привыкли действовать системно и четко, особенно в международных вопросах. Кажущиеся на первый взгляд непреодолимыми подходы республиканцев и демократов во внешней политике на практике являются незначительным тактическим отклонением от «генерального курса партии» — сохранения мировой гегемонии США.
В чем «изюминка» очередной американской внешнеполитической инициативы? Это как создание Черноморской эскадры США (ни больше, ни меньше) и соответствующей постоянной военно-морской группы НАТО в регионе. При этом, чтобы не ссориться с турками, главными бенефициарами Конвенции Монтре, эти силы Соединенных Штатов и союзников будут ограничены как количеством военных кораблей, допущенных в Черное море, так и количеством дней, в течение которых они могут там находиться. В случае реализации этих планов любая активность России в бассейне будет купироваться американскими «жандармами». В первую очередь это направлено против военно-морской составляющей России.
Ключевая цель, согласно комментариям аналитиков из Heritage Foundation, «сокращение остаточного военно-морского присутствия России в Черном море в постконфликтный период». Следует полагать, что под давление может попасть и гражданское судоходство, например, вывоз подсанкционных товаров, а также нефти и нефтепродуктов по ценам выше западных ограничений.
Создаются новые оборонительные рубежи в Болгарии и Румынии. Там планируется разместить многонациональные восточные батальоны НАТО, которые должны быть расширены до бригад со вспомогательными подразделениями за счет союзников по Европе и Канады. Румыния также рассматривается как потенциальное место для долгосрочного размещения бронетанковых бригад.
Американцы не отказались и от планов по созданию крупного военного логистического центра НАТО на базе аэродрома Вазиани в Грузии, который до 2007 года использовался Россией. С учетом своего стратегического месторасположения, аэродром играет ключевую роль в выстраивании военной инфраструктуры всего Южного Кавказа.
После модернизации взлетно-посадочная полоса сможет принимать любые модификации американских самолетов. По словам экспертов, новый объект будет использоваться для переброски сил на учения, но может быть задействован как аэродром «подскока» в случае реальной эскалации обстановки в регионе. Время подлета американского многоцелевого лёгкого истребителя F-16, способного нести как высокоточные ракеты, так и бомбы, до военно-морской базы в Новороссийске — считаные минуты…
Второй удар, по замыслу американских стратегов, должен быть нанесен по инициативам Пекина в Черноморском регионе. Они намерены «призвать черноморских союзников покинуть китайскую группу „14+1“» (инициатива МИД КНР по развитию деловых и инвестиционных отношений с 14 странами Центральной и Восточной Европы).
Взамен американцы намерены предложить своим восточноевропейским и черноморским сателлитам «морковку» в виде создания инвестиционного фонда Трех морей. Инвестиции в размере 1 млрд долларов будут направлены на «преодоления огромного инфраструктурного разрыва по сравнению с западноевропейскими странами».
Планов, как мы видим, «громадье». Не стоит сомневаться, что США откажутся от них. Американская внешнеполитическая машина, как правило, функционирует четко, системно, по определенным, дифференцируемым направлениям с конкретными источниками финансирования. Так и в законопроекте о Черноморской стратегии финансирование предусматривается на три года вперед, вплоть до 2026-го.
Очевидно, что ту временную передышку, которую России отведет судьба после окончания СВО, необходимо использовать максимально эффективно. «Деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а время дороже всего», — говорил Суворов. Как показывает наша современная история, его максима не утратила актуальности.