В Евросоюзе рассматривают возможность лишения Венгрии права голоса. Связано это с тем, что Будапешт отказывается поддержать выделение финансовой помощи Украине.
«Некоторые официальные лица рассмотрели возможность возобновления так называемой процедуры наказания по статье 7 за нарушения верховенства закона, которая может привести к приостановке права голоса», — цитирует РИА Новости публикацию газеты Financial Times.
Решение может быть заблокировано другим государством-членом Евросоюза.
Ранее премьер-министр Венгрии Виктор Орбан наложил вето на четырехлетний пакет финансовой помощи Киеву, выступил против выделения очередного транша военной помощи и средств из Европейского фонда мира. Речь ни много ни мало о 50 млрд евро. При этом Будапешт не стал препятствовать началу переговоров с Украиной о вступлении в ЕС.
В октябре Венгрия предложила сперва разработать новую стратегию по Украине, а потом уже обсуждать финансирование Киева. В частности, эта стратегия должна включать прекращении огня и переговоры о мире.
По данным издания, идея лишения Венгрии права голоса вызывает беспокойство в некоторых европейских странах, так как является «самым мощным оружием» Евросоюза против одного из своих членов.
Пока в ЕС пытаются убедить Виктора Орбана и объясняют последствия изоляции. Если не удастся дожать, то остальные 26 стран могут договориться о поддержке Киева отдельно, но это потребует времени и станет лишь краткосрочным решением.
«Может быть, Венгрия сможет заставить нас использовать несколько разных инструментов. Но в конечном итоге Венгрия не сможет помешать нам предоставлять деньги Украине», — заявил один из европейских чиновников.
Будапешт свою позицию пока не меняет, а Орбан уверяет, что Будапешт может 75 раз остановить процесс приема Украины в ЕС.
Доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Романова считает идею о лишении Венгрии права голоса в ЕС палкой о двух концах.
— С одной стороны, понятно, что Брюссель хочет одобрить соответствующие меры, и Венгрия стоит на пути. С другой — национальные столицы понимают, что тоже самое может быть и с ними в ситуации, когда они захотят что-то блокировать. Если такая практика будет распространена, они также могут пострадать.
Один раз это использовалось много лет назад в отношении Австрии, когда к власти пришло популистское правительство. Был заблокирован голос Австрии — не из-за принятия какого-то конкретного решения, а как сигнал неприятия этого политического режима. Больше, насколько я знаю, эта статья не использовалась.
Да, действительно на данный момент существует раздражение Венгрией, но, я думаю, что попытаются найти некое согласие, потому что это, конечно, «ядерная кнопка», которая в последствии может быть использована и против других.
«СП»: Какие-то страны могут встать на сторону Венгрии?
— Есть масса стран, которые сомневаются в том, стоит ли делать такие большие финансовые вливания в Украину, когда не все благополучно в Евросоюзе. Орбан играет на консенсусе: одно дело — одобрить переговоры (это символический шаг, не имеющий финансовых последствий), а другое — одобрить серьезный финансовый пакет.
«СП»: Чем может ответить Венгрия, которая ведет себя достаточно самостоятельно, если все-таки ЕС пойдет на крайние меры в отношении нее?
— Можно столкнуться с тем, что Венгрия будет блокировать практически все решения в ЕС. Это долгосрочная игра. Украина очень важный, но далеко не единственный вопрос ЕС. Можно получить государство, которое будет блокировать все решения по широкому спектру в тех вопросах, которые должны приниматься единогласно, а не квалифицированным большинством. Это может привести к параличу принятия решений.
Старший научный сотрудник Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской Академии наук (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко обращает внимание на обстоятельства, которые привели к возникновению сложившейся ситуации.
— Еврокомиссия, как всегда, пыталась продавить решение, которое сама придумала. Если следовать учредительным документам Евросоюза, то Еврокомиссия должна аккумулировать мнения стран-участниц, находить общий знаменатель и предлагать общее решение. Нынешняя ЕК в составе Урсулы фон дер Ляйен, Жозепа Борреля, Шарля Мишеля идут от противоположного — они генерируют идеи, что надо делать ЕС, потом начинают их широко обсуждать в ЕС и оказывать давление на страны-члены с тем, чтобы эти идеи принять. Это свидетельствует о том, что они превращают ЕС в своего рода инструмент.
«СП»: Чей?
— Те идеи, которые проталкивает эта троица, очень масштабно и глубоко совпадают с американскими стратегиями практически по всем вопросам.
Венгрия занимает позицию, отвечающую ее национальным интересам и, соответственно, не с готовностью откликается на инициативы ЕС. Конечно, это не может не вызывать раздражение у ЕК.
Если посмотреть на первое голосование по 12-му пакету санкций, то там оказывали давление на Венгрию. Раньше она в этом вопросе как-то солидаризовалась с Польшей, но в Польше состоялись выборы и сменилось политическое руководство. Сейчас премьер-министром является Дональд Туск, который занимает соглашательскую позицию с ЕК.
Я бы обратил внимание еще на источник новости, который именуется Financial Times. То есть это британская газета. Она, как мне кажется, подсказывает Еврокомиссии, как надо действовать, подталкивает ее к этому и побуждает ЕК задействовать ст. 7, чтобы лишить Венгрию права голоса.
Здесь есть подводные камни. В статье газеты не говорится прямо о лишении права голоса, а говорится о различного рода ограничениях, причем в модальности «может быть, можно было бы». То, что идею генерирует Financial Times, а англичане близкие союзники США, означает, что мы возвращаемся к тому, с чего начали — многие инициативы в ЕС рождаются и развиваются по той траектории, которая совпадает с траекторией американской стратегии.
Многое будет зависеть от стран-участниц ЕС. Хватит ли у них ума понять последствия того, что Венгрию лишат голоса. И тут тонкий вопрос — лишат голоса вообще, на данное заседание, по данной теме или при данных обстоятельствах? Хорошему юристу есть над чем поупражняться и выдвинуть какие-то претензии Еврокомиссии, если она к этом прибегнет.