Эстония в случае необходимости готова выдавать Украине тех беженцев, которые подлежат мобилизации, заявил глава МВД республики Лаури Ляэнеметс. По его словам, для этого Киеву и Таллину нужно будет заключить отдельное двустороннее соглашение. Иначе — никак, в соответствии с международным правом украинская сторона не может призвать на службу своих граждан, проживающих в Эстонии.
«Мы имеем представление о том, где живут эти люди. Готовы оказать содействие в доставке их из Эстонии в Украину», — пообещал Ляэнеметс. Сейчас экстрадиция иностранца на родину возможна только в том случае, если лицо привлечено к уголовной ответственности.
В Эстонии, по словам того же Ляэнеметса, проживают около 7500 граждан Украины призывного возраста, но многие из них освобождены от мобилизации.
Как заявил начальник департамента пограничной и миграционной политики МВД Янек Мяги, ведомство обсуждало вопрос о высылке военнообязанных с послом незалежной, однако пока официальных запросов от Киева на эту тему не поступало. «У Украины нет законных оснований запрашивать нас о выдаче указанных граждан, как и у нас нет оснований их выдавать», — отметил чиновник.
Ранее глава украинского минобороны Рустем Умеров заявил, что в будущем году власти могут попросить уехавших из страны мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, годных к военной службе, явиться на призывные пункты. Напомним, Киев и ранее вел переговоры с властями стран ЕС о выдаче украинцев.
В ответ на слова Умерова глава Минюста Германии Марко Бушман заявил, что Берлин «не будет принуждать людей к военной службе против их воли». Власти ФРГ, по его словам, прилагают усилия, чтобы как можно больше живущих в стране украинцев получили работу.
Германия все же страна с куда большей политической субъектностью, чем Эстония. Но кто заставляет эстонцев идти на такие меры? Или самим нравится бежать впереди паровоза?
— Эстония просто ищет благовидный предлог избавиться от украинских беженцев, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Здесь уже выражали озабоченность наплывом русскоязычных беженцев с Украины и даже предлагали обязать их учить эстонский. А тут такой прекрасный повод выпроводить непрошеных гостей, при этом демонстративно продолжая изображать «солидарность с Украиной».
«СП»: Почему именно Эстония из трех прибалтийских республик?
— Эстония не уникальна. Например, в Литве сейчас очень активно прессуют белорусскую диаспору, лишая людей видов на жительство и подвергая депортациям — и это несмотря на все крики Вильнюса о «кровавом режиме Лукашенко».
Мотивы все те же — маленьким реликтовым этносам Прибалтики наплыв восточных славян совсем не нужен, они воспринимают это как угрозу своему существованию.
Украинцев в Эстонии на пике наплыва беженцев насчитывалось 60 тысяч. Сейчас их число упало до 35−40 тысяч. Но для крошечной страны и это немало. Прибалты оказались в очень щекотливом положении. С одной стороны, они вынуждены принимать «жертв российской агрессии» или «хороших русских», которые «за демократию и против Путина». С другой стороны, традиционная ксенофобия никуда не делась и только обострилась. Поэтому беглецы в Прибалтику, не важно, русские, украинцы или белорусы, будут встречать там все более холодный прием.
«СП»: Как это технически будет выглядеть? Законы же запрещают…
— Так глава эстонского МВД намекнул же, как это может быть решено технически: специальным соглашением между двумя странами.
«СП»: А в Европе что на это скажут? Немцы, например, категорически против выдачи. Или Германия — не указ?
— Думаю, никто эстонцам ничего не скажет. Прощают же им такие «мелочи», как институт неграждан и дискриминацию русских. Тем более, ЕС — структура достаточно рыхлая и без нормальной управленческой иерархии, страны-участницы имеют большую самостоятельность во многих вопросах.
«СП»: Украинцы побегут из Эстонии? Куда? А что, если явление будет массовым по всей Европе?
— В принципе, перед ними открыт весь ЕС, бежать есть куда, тем более, в масштабах Европы украинцы в Эстонии — это капля в море. Другой вопрос, что примеру Таллина, если он станет прецедентом, вполне могут последовать и некоторые другие страны. Но все же не думаю, что это станет массовым явлением.
— А что может помешать эстонцам сделать это? Если, как говорит их министр внутренних дел, между Таллином и Киевом будет заключено соответствующее соглашение, всё будет по закону, — отмечает руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Мне кажется, эстонцы всерьез поверили, что Россия готова напасть на Европу, поэтому воевать с агрессором жизнями украинцев — лучший выход. Иначе придется отправлять в поход против России своих горячих парней.
Есть и другая причина такой эстонской активности. И она банальна. Эстония просто переполнена украинскими беженцами, и правительство уже не знает, что говорить гражданам. 72,5 тысячи приехавших заявили о желании остаться в Эстонии.
Сколько на самом деле осело, не знает никто, так как с 25 мая прошлого года прибывающие из незалежной больше не регистрируются. Но даже если взять в расчет 72500 человек, Эстония приняла больше иммигрантов с Украины в относительных показателях (5,4% населения), чем любая другая страна мира. В Литве эта доля составляет 2,8%, в Польше — 2,1%, в Латвии — 1,7%, в Финляндии — 1%.
«СП»: Если Таллин начнет их выдавать, беженцы побегут оттуда?
— Некуда бежать. Даже если сейчас в Берлине заявляют о нежелании откликаться на просьбу Киева, рано или поздно сами придут к необходимости подчистить страну от украинцев. И чистить будут самыми жесткими методами.
«СП»: Кто как еще может отреагировать? Кто поддержит инициативу? Станет ли высылка массовой?
— Все европейские союзники будут вынуждены или продолжить натравливать Украину на Россию, или придётся самим расхлёбывать то, что они допустили. Поэтому эстонская инициатива — это не маргинальная политика. Европа уже сейчас готова отправить на историческую родину большинство так называемых беженцев с Украины. Впрочем, поживём — увидим.