Утопическая, на первый взгляд, идея о выходе Техаса из состава Соединенных Штатов получила возможность практического воплощения.
Как сообщил журнал Newsweek, Техасское националистическое движение (TNM) объявило, что собрало достаточное количество подписей под петицией за включение вопроса об отделении их штата в избирательные бюллетени на предстоящих в марте будущего года праймериз местного отделения Республиканской партии.
Таким образом, «Текзит» — так сторонники развода с Вашингтоном именуют свой план провести референдум по этому вопросу — получил хоть и призрачные, но все же шансы повторить британский «Брекзит».
Общаясь с российским политологом и журналистом Юрием Световым, «Свободная Пресса» поинтересовалась, в чем же корысть Техаса, или же это просто, как сейчас говорят, «понты» и «хайп»?
— Нет, это достаточно серьезное движение. Можно вспомнить, что Техас фактически оторвали от Мексиканской Республики, в силу процессов в тогдашней Мексике и поведения англоязычных поселенцев на тех территориях.
До 1845 года Техас был независимым государством. Более того, у него было международное признание. Кстати, это единственный штат в США, который был принят в качестве полноправного члена Соединенных Штатов, будучи независимым государством. И, как мне кажется, во многом именно на этом базируется сепаратистское движение: мы, мол, вошли добровольно, и также добровольно можем выйти из состава США.
Хочу обратить внимание, что, по мере экономического развития Техаса, подобные попытки поднимались неоднократно.
«СП»: Если Техас все же отделится, — в какой мере он сможет существовать в качестве отдельного государства в плане экономики?
— Сначала Техас был сугубо сельскохозяйственным штатом. Потом у него появились нефть и газ. Кстати, ряд президентов Соединенных Штатов, как, например, оба Буша, были ставленниками нефтяных компаний Техаса.
Кроме того, там аэрокосмическая промышленность, военно-промышленный комплекс занимает очень сильные позиции.
Вообще, экономически Техас — развитый штат. По последним оценкам, население составляет 30 миллионов человек — больше, чем вся Австралия. Согласно оценкам нынешних экономических показателей, если бы этот штат был бы самостоятельным государством, он бы занимал примерно 12-е место в мире по своему экономическому потенциалу. Там очень привлекательная налоговая система — налоги одни из самых низких в Штатах. Есть о чем говорить.
Впрочем, существует и вторая сторона — при всем этом, население Техаса очень бедное. И это один из парадоксов — по уровню жизни они находятся где-то около 30-го места в Соединенных Штатах.
Отсюда базируется, что мы, мол, богаты, мы даем и производим, но мы люди бедные, потому, что от нас кто-то все забирает.
На этом строятся все сепаратистские движения. Возьмем Каталонию — это самая развитая провинция Испании. Но каталонцы считают, что отдают в общий бюджет гораздо больше, чем получают или оставляют себе.
Кстати, перед глазами у нас и Украина, которая, когда развалился Советский Союз, говорила, что кормит всю Россию, а сама, мол, бедная. Дескать, сбросим этот груз и будем богаты.
Как понимаете, таковы сегодня общие тенденции сепаратистских движений во всем мире.
«СП»: Насколько помню, движение за отделение штата существует уже довольно длительное время…
— Действительно, подобные попытки были не раз. Даже кто-то с оружием в руках пытался что-то делать, но это все придавливалось.
Если оценивать перспективы, то надо иметь в виду два обстоятельства: попытки отделения можно трактовать, как использование права Техаса, заложенного в Конституции США, а можно — как вооруженный мятеж. А за мятеж в Соединенных Штатах следует жестокое наказание.
На территории Техаса находятся очень много американских военных баз. Там две, чуть ли не самые крупные, — по обслуживанию и ремонту вертолетов, там есть самый крупный военный госпиталь в Сан-Антонио, есть и еще базы. То есть в случае чего использование вооруженных сил для пресечения сепаратистских поползновений может быть осуществлено молниеносно.
Я думаю, если попытки отделиться будут серьезными, то с организаторами разберутся еще круче, чем это сделали в Испании с лидерами Каталонского движения. А ведь те провели референдум о суверенитете.
«СП»: А голосование на праймериз Республиканской партии будет иметь силу?
— Праймериз республиканцев — это ведь не все население Техаса. Да и не все техасцы поддерживает Республиканскую партию — есть и демократы, и другие политические силы.
Соответственно, надо проводить какое-то общештатовское голосование, чтобы все 30 миллионов проголосовали.
«СП»: То есть, шансы как-то разрешить этот вопрос в будущем году отсутствуют?
— Я думаю, техасцы будут двигаться шаг за шагом.
Понимаете, они же видят, что сейчас происходит в мире. А это — история с Нагорным Карабахом, история с Донецкой и Луганской Народными Республиками, которые прошли разного рода этапы и в итоге оказались в составе Российской Федерации, а тут — обратный путь.
Здесь главный вопрос — насколько отделение от США поддерживает население Техаса. Понятно, что есть политики, которые выступают за это, но как на это будет реагировать население штата?
Традиционно этот штат был заселен выходцами из Европы, причем из ее самых разных стран. Да и сейчас белые американцы там составляют большинство.
Но, вместе с тем, там очень много и испаноязычных — мигрантов, которые движутся, прежде всего, в Техас, и через него пытаются прорваться в «большую Америку». А хотят ли испаноязычные техасцы отделяться — неизвестно.
Могу привести пример — в Шотландии были партии, которые доказывали, что Шотландия хочет независимости. А референдум провели — и не набрали достаточного количества голосов.
Сразу хочу подчеркнуть: отделение — это очень сложный процесс. Говорить, что завтра Техас отделится от Соединенных Штатов, не приходится.
Но помните, какой флаг у США? Звезды и полосы — сколько звезд, столько и штатов. А Техас себя именует «штатом одинокой звезды» — у них на флаге только одна звезда. То есть, это выражение такой интенции, что они не такие, как остальные 49 американских штатов.