Председатель неправительственной некоммерческой организации «Европейский комитет по расширению НАТО» Гюнтер Фелингер призвал Ереван присоединиться к альянсу.
«Я призываю Армению вступить в НАТО», — написал он в своем аккаунте. Публикация обращена к премьер-министру Армении Николу Пашиняну.
Кроме того, Фелингер отметил в сообщении аккаунт президента Соединенных Штатов Джо Байдена и добавил фразу «защитите Армению».
Общаясь с руководителем Института региональных проблем, доцентом Финансового университета при правительстве России Дмитрием Журавлевым, «Свободная Пресса» поинтересовалась, почему же в Североатлантическом альянсе, как говорится, положили глаз на Армению.
— Турция, конечно, член НАТО, но строптивый. Турецкая армия вторая по размеру среди армий альянса, но Эрдоган считает себя независимым лидером — у нас оружие покупает, и вообще — хулиганит. В этих условиях влияние НАТО на Южном Кавказе, мягко говоря, слабовато. Поэтому Армения, как член НАТО, это полезно.
Точнее даже, Армения будет нужна альянсу не как член, а как точка у НАТО, куда можно войска перебросить, или от имени Армении что-то потребовать. То есть, как Прибалтика — никто же не ждет, что эстонская армия существенно повлияет на баланс военных сил в Европе. Но в качестве члена НАТО Эстония означает, что все берега Балтики, кроме российских, являются натовскими.
Кроме того, поход НАТО на Южный Кавказ является также необходимым для обсуждаемого южного коридора для товаров из Индии в Европу. Без Южного Кавказа здесь не обойтись, поэтому нужна некая страна, чтобы она могла стать оператором процесса.
Нынешняя Грузия таким оператором быть не может — она, конечно, лучше бы подошла: и страна мощнее, и берегов больше, ведь Армения-то выходом к морю не обладает. Но грузины сегодня не очень рвутся в какие-то альянсы.
Грузинское правительство очень взвешенное, старается не обострять отношения ни с нами, ни с Западом, но и вставать на его сторону не хочет. Зато Никол Пашинян готов раствориться в Западе, готов во имя западных обещаний делать все что угодно, даже отдать Карабах. Он сам напрашивается на вступление в западные альянсы.
Я думаю, что ему, конечно, больше хотелось бы в Евросоюз, но можно и в НАТО, потому что если он вступит в альянс, то нападение на Армению будет означать нападение на НАТО, а, значит, с Азербайджаном он сможет говорить другим языком.
«СП»: Тем не менее, Армения является членом ОДКБ…
— Пока да…
«СП»: А сам Пашинян недавно приезжал в Питер на саммит ЕАЭС…
— Заметьте — ЕАЭС. А на встречу ОДКБ Армения официально демонстративно не приехала. Если появится реальный шанс стать членом НАТО, Пашинян из ОДКБ выйдет, это не вопрос.
То есть, он в ОДКБ до тех пор, пока его противники, не простившие ему Карабах, могут прийти его свергать. Он обязательно вспомнит, что он в ОДКБ, и потребует ввести войска, чтобы его защитить.
«СП»: То есть он пытается усидеть на двух стульях?
— Он пытается технично пересесть со стула на стул, чтобы не оказаться в ситуации, когда с одного стула он уже встал, а другой ему еще не поставили.
То, что он дрейфует от ОДКБ к НАТО, не является вопросом. Вопрос в том: как продрейфовать так, чтобы выжать из ОДКБ максимум, и все-таки вступить в Североатлантический альянс.
«СП»: Но даже Гюнтер Фелингер предупредил, что если Армения и вступит в НАТО, то это перспектива очень далекая.
— Да, чисто технологически это длинный процесс…
«СП»: Можно ли полагать, что Пашинян начнет торговаться с Москвой по факту приглашения в альянс?
— Пашинян начнет торговаться со всеми в любом случае, если есть возможность торговаться. Просто он тапкой человек.
Безусловно, он будет торговаться с нами. Но если у нас хватит наивности поверить его обещаниям, то мне очень жаль Россию, потому что он не будет нашим союзником ни-ког-да!
Он будет союзником Западу. Проблема лишь в том — как стать союзником Западу?
Сейчас он нужен для определенных экономических и логистических проектов. Но, по большому счету, Армения мало кому нужна. Поэтому, чтобы стать союзником Западу, он, скорее, поиграет с нами. Но, в конечном счете, пытается войти в НАТО.
Возьмут ли его туда, как скоро — это вопросы третьи. Но он хочет, очень хочет. У него просто кипит: войти в НАТО и Евросоюз, потому, что он надеется на дотации, на подачки. Русские-то и так и так будут помогать, причем бесплатно. А чтобы что-то получить от Запада, придется поработать показать свою верность и лояльность.