Таллин ищет способ лишить проживающих в стране граждан России и Белоруссии возможности голосовать, заявила премьер-министр Кая Каллас. Согласно конституции Эстонии, право избирать представителей в муниципальные структуры власти имеют все местные жители старше 16 лет, в том числе иностранцы и даже лица без гражданства. Но баллотироваться в органы самоуправления могут только обладатели паспортов Эстонии или других государств Евросоюза.
Министерство юстиции, по словам Каллас, проанализирует ситуацию и внесет предложение, как ограничить право россиян и белорусов голосовать через изменение основного закона страны. Ранее замдиректора департамента МИД по работе с соотечественниками за рубежом Владимир Андреев заявил, что русофобская политика республик Прибалтики приняла юридическое оформление. Оно выражается в уголовном преследовании и угрозах в отношении тех, кто оказывает поддержку Москве.
В соседней Латвии уже начали депортировать граждан России, лишенных вида на жительство под предлогом несдачи в срок экзамена по госязыку или неправильных ответов на вопросы провокационной анкеты. Интересно, Эстония последует этому примеру или пока ограничится лишением россиян избирательных прав?
Национальная полиция безопасности (КАПО) задержала профессора Тартуского университета, гражданина РФ Вячеслава Морозова. Его подозревают в якобы имевшем место сотрудничестве с российскими спецслужбами. При этом Таллинн отказался сносить памятник Воину-Освободителю, известному как «Бронзовый солдат», опасаясь повторения событий 2007-го года. То есть все же срабатывают некие «тормоза»? Но права голоса россиян в итоге лишат?
— Способ, в общем-то, простой — есть база россиян, есть возможность через принятие закона их вычеркивания из списков голосующих. Для эстонских властей, к сожалению, это не проблема, а цель, — считает доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов.
«СП»: Чем им мешают голоса россиян и белорусов на муниципальных выборах? Почему только сейчас озаботились?
— Тем, что могут выбрать не того, кто нужен, и вообще могут показать не ту «картинку». Это как с акционерным обществом — держатели акций должны видеть исключительно правильное развитие фирмы. Вот только в данном случае фирма носит название «Нацизм».
«СП»: Начнутся ли депортации, как в Латвии?
— Вполне реально. Избрана тактика провокаций. Хотят эскалацией отношений с Россией создать горячую точку в противоположной от Украины стороне.
«СП»: Чего они вообще добиваются? Окончательного решения русского вопроса? Мстят за депортацию после войны? Не боятся повторения истории?
— Их используют как мелких пацанов-провокаторов в дворовой драке. Просто хотят осложнить жизнь России на ее северных границах, втянуть в ещё один конфликт.
«СП»: Есть ли у нас черные списки русофобов? А если нет, кто должен этим заниматься? Почему бы не воспользоваться опытом и примером Павла Судоплатова для нейтрализации наиболее оголтелых русофобов? Разумеется, в рамках закона: похищение и суд, как принято в «цивилизованном» мире…
— Думаю, что есть. Но пускать списки в ход, видимо, пока не время. Сначала надо решить украинский вопрос.
— В принципе, это довольно распространенная практика, когда на местных выборах голосует все население региона, невзирая на гражданство, — поясняет советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Поскольку Эстония позиционирует себя как европейская страна, она ввела у себя эту «прогрессивную» норму, несмотря на институт неграждан и дискриминацию русских.
«СП»: И что изменится? Граждане России и Белоруссии на что-то влияли, голосуя на этих выборах?
— Речь идёт исключительно о местных выборах, т.е. о самом низовом уровне власти. К тому же избираться могут только граждане Эстонии. Но в условиях антироссийской истерии и это можно использовать как предлог дополнительно ограничить права нежелательных для эстонского правительства лиц.
«СП»: Что дальше? Депортация по примеру Латвии?
— Если об этом заговорили на самом высоком уровне, значит, вопрос прорабатывается. Возможно, следующим шагом действительно станет принятие латвийских норм об экзамене по госязыку и депортации тех, кто не сдал. В идеологическом плане Латвия и Эстония близнецы.
«СП»: Президент Латвии назвал боязнь России частью местной ментальности. То есть все эти люди в принципе неисправимы?
— Да, национализм и русофобия — часть местной политической культуры. Такой она сформировалась в результате распада СССР. В основу идеологии этих государств положено представление об их оккупации и якобы невыносимых страданиях прибалтийских народов при советской власти. Чтобы это изменилось, нужно сменить весь правящий слой. Понятно, что это невозможно.
«СП»: При этом «Бронзового солдата» решили не сносить. То есть тормоза все же есть? Боятся? Чего? Того, о чем они постоянно кричат — что Россия вернётся?
— Возможно, действительно боятся мобилизации местных русских. Перенос Бронзового солдата в свое время уже вызвал массовые волнения. Хотя с тех пор много воды утекло, и русское гражданское общество основательно зачищено — кто-то сидит в тюрьме, кто-то уехал. Но, видимо, страх пока остаётся.
«СП»: Местные русофобы откровенно пользуются отсутствием решительной реакции России?
— Россия годами смотрела на происходящее в Прибалтике сквозь пальцы, рассчитывая, что торговля и экономическое сотрудничество изменят подходы местных властей. Сегодня на фоне украинского конфликта Прибалтика остаётся на периферии внимания. Более того, думаю, что в Москве сейчас вполне осознанно уклоняются от обострения отношений с прибалтийскими странами, чтобы не получить растянутый «фронт» от Черного моря до Балтийского. В отличие от Украины, это страны НАТО, и прямое столкновение с ними чревато по-настоящему большой войной.