Запланированный на февраль визит Владимира Путина в Турцию перенесен. По словам дипломатического источника в Анкаре — на конец апреля-начало мая, в связи с электоральным циклом в двух странах (в Турции пройдут муниципальные, а в России президентские выборы).
Что на самом деле? Может, это Москва сдвинула сроки, намекая Анкаре на свое недовольство некоторыми ее шагами?
— Перенос может иметь причины, связанные с приближением выборов, — считает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России. Дмитрий Ежов. — Сомнений в переизбрании Путина у турецкой стороны нет, однако не стоит исключать смены приоритетов в направлении концентрации на внутренних проблемах.
Осложнения в российско-турецких отношениях возникали и ранее, но стороны успешно преодолевали их последствия. Более того, никто не отрицает того факта, что Турция остаётся на данный момент одним из наиболее договороспособных государств НАТО.
«СП»: Но Запад будет продолжать давление на него, а мы что можем противопоставить?
— Надавить на Эрдогана Западу непросто. И это во многом объясняется фактором лидера. Если бы во главе Турции стоял, предположим, Макрон или Шольц, результат давления был бы более предсказуем. Но Эрдоган — совсем другая история. Как минимум для него имеют значения интересы государства, которое он возглавляет. Что касается возможностей влияния Москвы на Анкару, замечу, что наиболее оптимальным вариантом отношений может стать реализация эффективной модели межгосударственного партнёрства, приносящая дивиденды обеим сторонам.
«СП»: Сколь долго это может продлиться? Где красная черта, после которой убытки станут больше дивидендов? Если турки введут санкции? Активизируют деятельность в Закавказье и Средней Азии?
— Вряд ли они введут санкции и будут пытаться выдавливать Россию из Средней Азии… В противном случае, очагов нестабильности станет ещё больше, причем на порядок. С прагматической точки зрения Турции выгоднее с Россией, как минимум, не ссориться.
«СП»: Кому больше нужен этот визит?
— Очевидно, турецкой стороне. В зоне интересов ситуация на Ближнем Востоке, поставки газа, реализация проекта АЭС «Аккую»… Как бы то ни было, работа над подготовкой двусторонней встречи продолжает вестись, ее сроки будут зависеть от графиков лидеров двух государств.
По мнению доцента Финансового университета при Правительстве РФ Владимира Блинова, у переноса визита вполне может быть прозаическое объяснение: напряженный график нашего президента.
— Не секрет, что на многие встречи он может позволить себе опоздать на пару часов, что уместно воспринимать не столько как преподнесение своей особой значимости, но и как следствие чрезмерной загруженности. Мировые события развиваются столь стремительно, что сложно сказать, какой месяц может оказаться наиболее подходящим для встречи.
Армяно-азербайджанские дела сданы в архив и новое обострение на этом театре военных действий не планируется, арабо-палестинские процессы развиваются без реального давления Турции на сионистов, на Украине особых нуждающихся в обсуждении событий нет. Принятие Швеции в НАТО новостью для российского политического руководства не стало. Способности Эрдогана купить и продать все на свете давно известны. Текущую повестку взаимодействия стран региона мог обсудить с Эрдоганом в ходе недавнего визита лидер Ирана Ибрагим Раиси. Эта встреча была судьбоносной и долгое время переносилась.
А после переизбрания и наступления распутицы в Малороссии Путин приедет в Турцию с новой повесткой. Действия Москвы в противостоянии с Украиной указывают на желание найти дипломатическое решение этому конфликту. Быть может, еще до ноябрьских выборов в США главный посредник во взаимодействии с Западом Эрдоган получит от Путина новое предложение по этому поводу.
— Понятно, что обе стороны изначально помнили о выборах, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— При этом на официальном уровне точные сроки визита не объявлялись. Но вполне возможна и ситуация, при которой действительно изначально обсуждалась дата 12 февраля (ее упоминали и турецкие, и российские СМИ), но потом сроки сдвинулись.
Как показывает международный опыт, иногда такие изменения могут быть связаны скорее с техническими, чем политическими причинами — включая, информацию спецслужб об угрозах в сфере безопасности для кого-то из участников переговоров (скажем, о подготовке покушения).
Хотя генсек ООН Антониу Гутерриш в конце 2023 года выражал сомнение в необходимости возобновления зерновой сделки, глава МИД Турции Хакан Фидан отмечал, что Анкара может способствовать перезапуску этой инициативы. Не исключено, что какие-то разногласия могли быть связаны с обсуждением этого вопроса.
«СП»: Может ли Анкара сегодня гарантировать безопасность Путину?
— Если говорить именно об ордере МУС — стоит помнить, что Турция не подписывала и не ратифицировала Римский статут. Но в более широком смысле в таких случаях нельзя полностью исключать и угрозы в сфере безопасности для организации визита — например, появления информации о планах покушения, скажем, со стороны неких диверсионных групп.
Эрдоган также мог бы приехать в Россию, но нашу страну он уже посещал в сентябре 2023 года. Визит Путина в Турцию мог бы иметь позитивные имиджевые стороны для Кремля, как еще одна демонстрация, что Москва активно развивает международные связи вопреки внешнему давлению.
С другой стороны, и Эрдоган тоже мог бы обыграть повестку такого визита российского президента в свою пользу — и для работы с внутренней аудиторией (экономическое сотрудничество в ходе переговоров наверняка обсуждалось бы), и для подтверждения своих внешнеполитических возможностей, в том числе в качестве посредника между Москвой и Киевом, а также между Россией и Западом.
«СП»: На фоне проблем в экономике Анкара явно снизила накал в отношениях с Западом — впустила, наконец, Швецию в альянс, вновь пошли слухи о возможности возвращения Турции в программу F-35. В ответ на что? Ввести санкции? Передать Украине С-400? Смогут ли продавить Эрдогана, которому нужно что-то предъявить избирателям?
— Те же США, как всегда, сочетают методы «кнута и пряника» — и давление, и обещание уступок. Есть и другие западные игроки, взаимодействие с которыми для Турции важно — прежде всего, Лондон. Среди прочего, Анкара, несмотря на существенные успехи в развитии своего ВПК, нуждается в военно-техническом сотрудничестве с Западом для модернизации своих ВС.
С другой стороны, если Турция стремится сдерживать давление Запада, это делается не в качестве «подарка» для России, а для защиты собственных интересов. Например, в СМИ неоднократно обсуждались сценарии, которые позволили бы странам НАТО, не имеющим выхода к Черному морю (включая США), активнее действовать в этой акватории. В том числе, в обход конвенции Монтре.
Так, в октябре 2023 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен упоминал о консультациях между Вашингтоном и Анкарой по поводу наращивания присутствия военных кораблей альянса в регионе, возможно, намекая не только на черноморских участников этого военного блока. Но Черное море — зона приоритетных интересов Анкары и ей крайне невыгодно, если США получат больше возможностей проводить там свою политику напрямую.
«СП»: А мы можем как-то влиять на Анкару?
— Турция заинтересована в экономическом сотрудничестве, поэтому аргументы для политического торга с Анкарой у нас есть. Но и взаимодействие с турецкой стороны для Москвы (с учетом того же параллельного импорта) имеет большое значение. Обе стороны заинтересованы в консультациях по другим темам — включая ситуацию вокруг Сирии. Разногласия могут появляться периодически, но слишком серьезное охлаждение превращается в «обоюдоострое оружие», бьющее по интересам и Анкары, и Москвы.