Защита интересов жителей Приднестровья является одним из приоритетов, Россия всегда внимательно рассматривает поступающие просьбы — так в МИД РФ прокомментировали обращение депутатов ПМР.
Ранее Приднестровская Молдавская Республика попросила Россию о помощи из-за усиления экономических ограничений со стороны Кишинева. Соответствующую резолюцию принял съезд депутатов ПМР, поддержав решение обратиться с этой просьбой к Совфеду и Госдуме России, принимая во внимание, что в республике живет более 220 тысяч российских граждан.
Отметим, что после того как стало известно о созыве съезда, ряд СМИ высказал предположение, что делегаты собираются просить Москву о признании республики и присоединении ее к России. Властям в Тирасполе пришлось опровергать эти публикации.
Кроме того, в Тирасполе отметили, что просят Россию не о военной помощи, а о защите интересов жителей республики с помощью политико-дипломатических мер, которые могли бы стать ответом на действия со стороны властей Молдавии, которые хотят «придушить Приднестровье политически», создав угрозы и условия экономического, гуманитарного и военно-политического характера.
Откуда тогда слухи о просьбе признания? Хотели, но передумали? Или кто-то намеренно распространил слух для эскалации конфликта, понимая, что это может спровоцировать открытие «второго фронта», что для России сегодня — нож в спину?
— Информация о принятии в состав РФ была целенаправленной информационной провокацией, направленной на срыв нормальной работы Съезда, — убежден директор приднестровского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников.
— Учитывая, какой резонанс она создала, провокация почти удалась. Этот вброс породил опасения в сохранении региональной стабильности. Эту информацию опровергли в первые же часы.
«СП»: Как понимать эту просьбу о помощи? Чего именно хочет Тирасполь? Они не первый год живут в состоянии блокады. Сейчас что-то резко ухудшилось?
— Да, Приднестровье привыкло жить в условиях постоянного внешнего давления, но с 1 января 2024 года ситуация резко обострилась — Молдова решила взимать с приднестровских предприятий таможенные пошлины — это уже привело к миллионным издержкам, которые Приднестровье не может себе позволить.
Главная опасность в том, что Кишинев не намерен останавливаться на достигнутом, власти в Молдове уже анонсировали свои планы по налогообложению приднестровских предприятий и введению молдавского лея в обращение в Приднестровье вместо приднестровского рубля.
В Тирасполе осознали, что Кишинев спешит воспользоваться международной конъюнктурой, чтобы покончить с республикой, а заодно и с российским военным присутствием на Днестре. Российские миротворцы остаются единственной гарантией безопасности приднестровцев на протяжении более 30 лет.
«СП»: Кому выгодно сейчас поднимать вопросы независимости Приднестровья? России сейчас совсем не в жилу эта проблема…
— Именно поэтому Приднестровье сейчас подвергается давлению. Все понимают, что возможности России по оказанию поддержки республики крайне ограничены украинским кризисом, а значит есть «окно возможностей» для решения «приднестровской проблемы» по западным сценариям. Никто не собирается ждать, пока Россия победит на Украине и окажется во всеоружии для мирного урегулирования проблемы молдово-приднестровских отношений.
Думаю, что за Кишиневом и его деструктивной позицией по Приднестровью стоят те же силы, которые все время провоцируют обострение российско-украинского конфликта.
«СП»: По-вашему, вероятность вооруженного конфликта, тем более, с участием Румынии или Украины, сейчас выше, чем раньше? Чего добивается Санду?
— Такая опасность существует. Но, на мой взгляд, гораздо ближе к силовым акциям по отношению к Приднестровью Кишинев был год назад, когда Украина имела лучшие позиции на фронте и готова была устроить провокацию против России там, где ей было сложно противостоять.
Сейчас у Киева и так большие проблемы, и устраивать себе второй фронт возле Одессы, это как стрелять себе в ногу.
Ни Румыния, ни Молдова, никто по своей воле воевать с Россией не желает. Это разве что Макрон из-за спин немцев и поляков может позволить себе призывать НАТО к войне, но понимания его позиция ни у кого не нашла. Что касается Санду, то создается впечатление, что у нее атрофировалась государственная воля и она лишь выполняет распоряжения своих западных партнеров.
«СП»: Насколько Россия готова к неожиданным поворотам? Сможет ли она защитить Приднестровье в случае резкого обострения?
— Россия заинтересована в сохранении статус-кво в регионе. Это, по крайней мере, обеспечивает физическую безопасность граждан ПМР. Вопрос о немедленном признании независимости или присоединения ПМР к РФ на повестке дня не стоит. Готова ли Россия к обострению? Надо полагать да, готова.
Угрозы Приднестровью не сегодня появились, как мы говорили, год назад существовала реальная опасность украинского вторжения в ПМР. На текущий момент стоят вызовы экономического, а не военного характера. Отвечать на эти вызовы легче. Можно допустить, что Россия сможет оказать финансовую помощь Приднестровью для стабилизации социально-экономической ситуации в республике.
Здесь проживает полмиллиона российских соотечественников, из них более 220 тысяч — граждане Российской Федерации.
Эти люди не должны чувствовать поражения в своих правах или ухудшения условий своей жизни. Можно не сомневаться, что Москва сделает для этого все от нее зависящее.
— Приднестровье попало в тяжелейшую ситуацию, когда выяснилось, что СВО проходит не так, как изначально планировалась, — полагает исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог Владимир Букарский.
— Республика зажата в кольцо, подвергается постоянному давлению и вынуждена выживать. Цель нынешнего обращения — просто обратить на себя внимание. В том числе обратиться за всесторонней помощью, о которой может идти речь в нынешней ситуации.
«СП»: Ранее появилась информация о том, что Тирасполь может обратиться с просьбой признать независимость. А в итоге попросили помощь. Почему? Решили, что не время?
— Пока у России нет возможности разблокировать Приднестровье, ни о каком признании независимости не может идти речи. Никто не может предсказать, сколько продлятся военные действия на Украине, влезет ли Запад полноценно в этот конфликт или нет.
Сейчас идут провокации, в том числе таких мерзавцев, как бывший министр коммуникации в правительстве Шевчука Геннадий Чорба (в свое время отвечавший за все СМИ в Приднестровье), и ставший откровенным предателем на подпевках у Санду, Зеленского и Запада. Цель — спровоцировать Тирасполь на какие-то необдуманные шаги, чтобы дать зеленый свет операции против Приднестровья. На данный момент подобные провокации не срабатывают.
«СП»: Насколько в политическом плане Россия готова признать Приднестровье — это ведь вызовет осложнения в отношениях с Западом. Или терять уже нечего?
— Пока нет хотя бы метра общей границы — ни о каком признании речи быть не может. Это объективный факт. Было бы гораздо более правильным инициировать возобновление переговоров по статусу Приднестровья в рамках общего государства в границах Молдавской ССР.
Это решило бы очень многие проблемы, включая избавление от надоевшего всем режима Санду. Поэтому именно в Кишиневе, в президентском дворце и западных посольствах, больше всего боятся участия Приднестровья в формировании внешней и внутренней политики объединенной Молдавии.