Штаб сухопутных войск НАТО планируют открыть в Финляндии. Располагаться он будет, как уже определено, в Миккели, 50-тысячном городке на востоке страны. Это будет, как уточняет Iltalehti (ежедневное вечернее издание Суоми), штаб повышенной готовности. То есть работающий круглосуточно.
Руководить им станет командование штаб-квартиры в американском Норфолке, сообщает газета. О чем лично хлопотал министр обороны Норвегии Бьорн Арилд Грам. По словам которого, норвежцы хотят, чтобы все страны Северной Европы находились под руководством Норфолка в новой командной структуре альянса.
Как подчеркнул Грам, Норвегия «оказала решительную политическую поддержку усилиям финского правительства в размещении в своей стране дополнительного для скандинавского региона штаба НАТО. А Миккели был выбран, якобы, потому что, во-первых, там действует штаб финской армии, во-вторых, есть аэропорт, в-третьих, это столица провинции Южное Саво, откуда родом финский министр обороны Антти Хяккянен. А то, что до российской границы оттуда всего ничего — 140 км, это, мол, совпадение.
Руководство Суоми связывает выбор в пользу данного населенного пункта ещё и «сильными военными традициями», намекая на штаб оборонительных сил, который располагался здесь в конце 1930-х годов, во время советско-финской войны.
Реакция жителей этого приграничного города (да и не только его) стала неожиданной для вояк. Обычно флегматичные чухонцы зароптали. «Черт бы побрал этих сумасшедших! Членство в НАТО и размещение американских войск у нас — уже величайшая глупость. Но этого им показалось мало. Теперь надо отдельно будировать тему Миккели и его историю, как будто специально хотят подчеркнуть, что все начинается снова», — написал в соцсетях Jouni Remes.
«Надо было оставаться нейтральной страной. Ведь Финляндия — совершенно незащищенное государство со всех сторон», — сетует Mikko Kiiski.
«Она сама напросилась. Слишком сильно стремилась угодить США, доказать готовность сражаться за них», — возмущается Aki Saarikoski.
«Финляндия передала охрану своих границ Штатам на аутсорсинг. Теперь те начнут ввозить сюда солдат и технику. Возможно, скоро откроют второй фронт, о котором мечтают янки. СМИ готовят нас к этому уже многие месяцы», — предупреждает Markus Kannisto.
А тут еще новоявленный финский президент Стубб в интервью Financial Times призвал европейских лидеров меньше говорить и больше готовиться к потенциальному конфликту с Россией: «Я призываю все европейские государства стать «более финскими».
Другими словами, более подготовленными. Нужно готовиться к худшему, чтобы его избежать". Тем самым только подогрел дискуссию рядовых граждан своей страны. «Получается, у ядерных боеголовок теперь будут новые координаты?» — тревожно вопрошают они вслед за Jehve Vesala.
Такое впечатление, что действующая финская власть сознательно провоцирует ситуацию. Своим ли умом дошла до этого или кто подсказал, уже неважно.
Вопрос в том, к чему могут привести воинственные заявления и конкретные действия Хельсинки в создании угроз для России якобы ради «укрепления собственной безопасности»?
— Финляндия до сих пор не избавилась от комплекса неполноценности после поражения от СССР в Зимней войне 1939/40 гг. Хотя после Второй мировой, казалось бы, приняла это как должное, сохранив независимость. При этом, правда, оставаясь еще какое-то время под контролем нашей страны-победительницы. Не всем в стране это нравилось, но терпели, — ответил на звонок «СП» наш эксперт Виктор Алкснис, полковник авиации в отставке, народный депутат СССР, депутат ГД РФ двух созывов. — Но после того, как Советский Союз распался, а его преемница Россия стала слабеть, теряя свои позиции в мире, она уже не могла контролировать соседей. Те, науськиваемые янки, и осмелели.
«СП»: А сколько амбиций у их властной верхушки! Президент Стубб на днях заявил, обращаясь к Столтенбергу: «Возможно, географически мы находимся в северо-восточном углу, но хотим быть в центре организации. На нас можно рассчитывать».
— Это — да. У всех тамошних президентов, начиная с 1990-х, комплекс неполноценности перерос в амбиции.
В 1992-м Койвисто объявил недействительными Парижские соглашения, согласно которым финнам запрещалось, в частности, вступать в какие-либо военные блоки, и что Финляндия свободна от каких-либо обязательств. И понеслось! Дошло до открытой ненависти ко всему русскому. Теперь, полагаю, будут усиливать свой военный потенциал. Их давняя мечта: добиться исторического реванша за поражение в Зимней войне. С ее помощью вернуть Выборг, Приозерск, часть территорий Карелии.
«СП»: В военный блок «оборонительного» альянса они уже вступили. Теперь речь идет об оперативном штабе натовцев, вплотную придвинутым к границе с РФ — эта тема заявлена главной для обсуждения на саммите НАТО в начале июля в Вашингтоне.
— Теперь финны будут только усиливать давление на страны Запада, чтобы те помогали им в милитаризации своей страны. И активно готовиться к новой войне с нами. Рассчитывают, что РФ продолжит слабеть и окажется не в состоянии отстаивать свои интересы.
«СП»: Как думаете, решатся на транзит ядерного оружия на свою территорию, о чем тоже уже говорят?
— Своего у них нет. Есть у США. За океаном, с одной стороны, готовят технику для нанесения атомного удара, с другой — сохраняют за ней строгий контроль.
Понимая, что Россия может адекватно ответить. По ним самим. А умирать из-за финнов им вряд ли хочется. Будут, я думаю, поддерживать вялотекущие конфликты, вроде нынешнего украинского, пытаясь тем самым ослаблять РФ.
Продолжает тему военный эксперт Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона».
— О ядерной составляющей на границе с РФ речь сейчас не идет, — считает Игорь Юрьевич. — Речь идет о том, чтобы разместить на территории Финляндии американское тактическое ядерное оружие. Во всяком случае, именно это — предмет двусторонних договоренностей между Хельсинки и Вашингтоном.
Если финны продолжат нынешнюю агрессивную антироссийскую политику, то вполне вероятно, что американские бомбы свободного падения будут размещены на одной из финских авиабаз. Учитывая, что ВВС Финляндии оснащены американской же техникой, не исключено и боевое применение этих бомб в случае военного конфликта НАТО с РФ.
«СП»: На ваш взгляд, Стубб и его компания продолжат прежнюю политику? Или пошумят «для виду», да и успокоятся?
— Размещение американского тактического ядерного оружия в Суоми — это военно-политическое решение. Оно может быть принято с высокой долей вероятности. А, может, и нет. В любом случае, сам факт обсуждения такой возможности говорит о воинственных планах финских политиков. Так они понимают нынешнюю ситуацию. И так намерены действовать. Исключать ничего нельзя. Это реальность.
«СП»: Кто ж их так запугал, бедных? Не иначе, как янки, они умеют!
— Напуганы чем-то чухонцы или нет — для нас вопрос не в этом. А в том, пойдут ли они на это. Напомню: НАТО имеет четырехкратное превосходство над нами в военной силе и в технике. Мы можем противостоять только с опорой на тактическое ядерное оружие. Которое нужно разместить на носителях. Прежде всего — на оперативных тактических комплексах «Искандер-М». И развернуть их на нашем Северо-Западе в реальной готовности парировать ударом по группировкам вторжения.
Если финны разместят у себя американские бомбы, они станут для нас потенциальной целью немедленного реагирования в случае форс-мажорных обстоятельств. Противник должен это понимать.