Состоялся рабочий визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву. Первоначально казалось, что он был больше мотивирован выводом российских миротворцев из Нагорного Карабаха и стороны намерены оценить новую схему геополитического ландшафта в регионе. Тем более, что накануне Армения передала Азербайджану четыре села в Тавушском районе.
США и ЕС активно приветствовали такой ход событий, заявляя, что он оказался возможным только благодаря их давлению на Армению, что таким образом они «расчищают лед на пути Баку и Еревана к мирному договору, который они планируют подписать на своей переговорной площадке». При этом вывод российских миротворцев подается западными СМИ еще как «признак ослабления влияния России в Закавказье».
Но Москва решила провести свою, неожиданную для многих контригру. С точки зрения исторической формальности, 50-летие Байкало-Амурской магистрали (БАМ) отмечается в июле, когда ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение по практической реализации этого проекта.
Но было принято решение вспомнить круглую дату в апреле и связать ее не только с визитом азербайджанского президента, но и с памятью о его отце Гейдаре Алиеве, который в бытность первым заместителем председателя Совета Министров СССР курировал транспорт и активно продвигал проект БАМа.
А в строительстве магистрали активно участвовали наряду с Азербайджаном и другие советские республики, в том числе Армения. И еще: если бы в свое время состоялся политический тандем Юрий Андропов — Гейдар Алиев, были велики шансы удержать Советский Союз от развала.
Но теперь такая историческая проекция начинает распространяться уже на реализацию нового грандиозного геоэкономического транспортного коридора «Север — Юг» с выходом России через Азербайджан-Иран в Персидский залив и в Индийский океан.
Этот проект, как и БАМ, способен вновь объединить во взаимовыгодной кооперации бывшие советские республики, в том числе Армению. К тому же ее обозначенный дрейф на Запад предполагает только «дорогу геополитической турбулентности», а не создание транспортных коридоров как в Иран, так и в Турцию (Зангезурский коридор).
Поэтому чтобы развалить планы Запада в отношении Армении Азербайджану необходимо изменить дипломатическую стилистику действий, вступить на путь компромиссных решений, в частности — признать ее территориальную целостность и пойти на определенные уступки при подготовке мирного договора.
Не приходится сомневаться в том, что в ходе визита Алиева в Москву этот вопрос обсуждался на переговорах с президентом России Владимиром Путиным. В случае прорыва на этом направлении появляется реальный шанс и для подключения Армении к проекту «Север — Юг», по словам Алиева — к «еще одному грандиозному проекту», который Баку и Москва стали реализовывать совместно.
«Мы с Владимиром Владимировичем подробно обсудили еще раз этот вопрос, — говорил Алиев в Москве на встрече с ветеранами- строителями БАМ, правда, без публичной привязке к Армении. — Соответствующие инструкции даны членам правительства. Уверен, что в ближайшее время все вопросы будут согласованы».
Кстати, не случайно, когда на Западе, да и в Армении раздаются голоса о том, что «Россия теряет Кавказ», Алиев в Москве специально подчеркнул, что «Россия является основополагающей страной в плане обеспечения региональной безопасности на Кавказе, от взаимодействия Москвы и Баку зависит многое». Такую точку зрения разделяет Иран, который считает, что «появление в Закавказье в любой форме внерегиональных вооруженных сил будет способствовать только дестабилизации там ситуации».
Для Москвы, Баку, Тегерана, да и Анкары сейчас важно блокировать усиливающееся политическое давление США и ЕС на Армению, чтобы не дать возможности для переброски в регион ближневосточной геополитической турбулентности.
Для такого маневра у заинтересованных сторон существуют реальные возможности через подключение Армении к транзитным коридорам и потенциального расширения ее торгово-экономического потенциала. К тому же как бы сейчас ни оценивать карабахскую политику премьер-министра Армении Никола Пашиняна, он во многом способствовал возврату ситуации к советскому статус-кво, правда, без автономии Нагорного Карабаха.
Теперь многое будет зависеть от дальнейших шагов Алиева, который, возможно, обещал Путину выступить в роли гаранта безопасности в отношении Армении. Напомним, что месяц назад президент России подписал распоряжение о создание государственной корпорации «Север-Юг», сейчас к проекту подключается Азербайджан.
Такое может сделать и Армения, которая способна закольцевать и Турцию. Другое дело, что при подобном сценарии Запад лишается возможности контролировать через Армению вопросы безопасности в регионе, и следует ожидать с его стороны попыток оказать негативное влияние на Ереван в отношении Москвы и его потенциальный политический дрейф в сторону Азербайджана.
Последует ли что-либо подобное со стороны США и ЕС, предугадать пока сложно. Тем более, что может появиться тренд более активного дрейфа Армении в сторону Евразии, а в Ереване есть силы, готовые выступить против. В то же время формируется новый геополитический контекст, и ресурс армянской политики многовекторного маневрирования почти исчерпан. Наступает пора принимать важные исторические решения.
Азербайджан стал смещаться в центр, в сторону России, выставляя на обочину флангового пространства даже Турцию и Китай. Армении — действительному члену ОДКБ и Евразийского экономического союза — тоже пора определяться, ведь по факту Россия остается главным ее партнером как в военном, так и в экономическом плане.
Другой вопрос: готов ли Азербайджан предоставить четкие гарантии Армении, и оправдает ли себя московская политика исторических символов.