Реджеп Тайип Эрдоган, возвращаясь из Ирака, сообщил журналистам в самолете, что в Закавказье устанавливается «новый порядок». По словам турецкого лидера, «пришло время отбросить беспочвенные воспоминания» и «всегда лучше действовать в соответствии с реалиями времени, теперь это понял премьер Армении Никол Пашинян». При этом Эрдоган выразил надежду, что «Ереван выберет путь создания новых начал для светлого завтра» и «начнется новая эра».
Эти слова лидера Турции нуждаются в серьезной дешифровке. Формальным поводом для такого заявления могли стать три события. Первое: по итогам переговоров комиссий Азербайджана и Армении по вопросу делимитации границы Ереван передал Баку четыре села в Тавушском районе. Второе: начался вывод российских миротворцев из Нагорного Карабаха. Третье: в преддверии 109-й годовщины событий 1915 г. Никол Пашинян опубликовал на своей личной странице в американской соцсети обращение на тему «Социальная психология Республики Армения».
В тексте он использовал слова «Великая катастрофа (Meds Yeghern)» вместо слова «геноцид», то есть перешел на использование термина «Медс Егерн», который содержится в посланиях США по поводу 24 апреля.
Но это пока только предпосылки для ожидаемого Эрдоганом «нового порядка» в регионе. Чтобы добиться там реальных перемен, необходимо подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Переговорный процесс на этом направлении находится в тупике, а без этого Анкара отказывается выходить на нормализацию отношений с Ереваном. Одновременно она вместе с Баку добивается разблокировки региональных коммуникаций, но только в варианте использования так называемого Зангезурского коридора, соединяющего Азербайджан через территорию Армении с Нахичеванью и Турцией.
Этот вопрос находится в подвешенном состоянии и не обсуждается на официальном уровне в треугольнике Баку-Ереван-Анкара. Наконец, Турция, вместе с Россией и Ираном продвигают переговорный формат «3+3» (Россия, Турция, Иран, Азербайджан, Армения и Грузия) для Закавказья, который предусматривает создание в регионе системы безопасности только с участием региональных держав.
Однако Армения, формально участвующая в консультациях в этом формате, не спешит с принятием окончательного решения под предлогом отсутствия с Турцией дипломатических и других отношений. Грузия также пока воздерживается из-за «оккупации Россией Абхазии и Южной Осетии» и отсутствия в «3+3» представителей Запада. Так складываются предпосылки для образования регионального альянса Армения-Грузия на платформе прозападной внешнеполитической ориентации.
Если рассматривать сложившуюся ситуацию «по-советски», как это делают многие российские эксперты, можно говорить о том, что коалиция «3+3» ограничивает влияние России в регионе и фиксирует факт серьезного присутствия там Турции и Ирана.
Но если оценивать ситуацию с учетом современных реалий, возвращение Турции и Ирана к коллективному решению проблем в Закавказье воссоздает исторический геополитический треугольник, а для России он может стать эффективнейшим способом продвижения своих интересов на соседнем Ближнем Востоке, где без Ирана и Турции решить серьёзные проблемы не представляется возможным.
Вот почему Запад стремится через привлечение на свою сторону Армении и сохранение влияния в Грузии вставлять палки в колёса в вопросах создания коалиции «3+3». Он занимается дезинформацией, приписывая авторство инициативы Москве, хотя основа проекта заложена Турцией.
При этом не оправдываются надежды представителей команды Никола Пашиняна на то, что, перенося переговоры по мирному договору с Азербайджаном с московской на западные площадки, «Еревану удастся обо всем договориться с Баку и Анкарой на антироссийской основе и вытеснить РФ из региона».
Неслучайно Пашинян в недавнем интервью Wall Street Journal говорил, что «в историческом контексте он «подчёркивал бы не столько отношения между Арменией, армянским народом и Россией, сколько отношения между Арменией и Турцией или между Арменией и тюркоязычными народами региона, точнее, отношения Армении с Турцией и Азербайджаном». По словам премьера, «здесь все вопросы и здесь ответы на все вопросы».
Именно на такой посыл пытался ответить Эрдоган, выставляя Пашиняну свои условия, предлагая ему отказаться от дальнейшего внешнеполитического «разворота» на Запад в ситуации, когда он все время оказывается в хвосте событий. В итоге Армения в Турции и Азербайджане стала сталкиваться с Россией, а не с Западом, подвергая эрозии свое геополитическое положение с рисками оказаться в региональной изоляции. Но все еще только начинается.