Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Россия, Швейцария или Босния: Какой вариант федерализации выберет Молдова?

Кишинев предлагает Тирасполю вернуться на 20 лет назад и снова рассмотреть уже похороненный проект

2229
Россия, Швейцария или Босния: Какой вариант федерализации выберет Молдова?
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Материал комментируют:

Приднестровскую проблему и сложные отношения Кишинева с Гагаузской автономией можно решить путем превращения Молдавии в федерацию, заявил оппозиционный молдавский политик Илан Шор.

«Я считаю, что Молдове сегодня нужна федерализация. Я считаю, что это сегодня единственный путь. Потому что в Молдове живут люди с разными видениями, мнениями. Даже язык общения разный. Потому что Гагаузия — это русский язык общения. На севере много людей общается, в Бельцах. Мы должны сделать федерацию, в рамках которой каждый будет иметь свои права, полномочия, возможности», — заявил он.

Федерализация, по его мнению, даст возможность не только собрать страну, но и позволит каждому почувствовать себя комфортно внутри этой страны с точки зрения языка общения.

Читайте также
Евгений Сатановский: "Пашинян - это тот же Зеленский, поэтому Армению съели" Евгений Сатановский: «Пашинян — это тот же Зеленский, поэтому Армению съели» Эрдоган объявил о новом порядке на Кавказе и посоветовал Еревану убрать Арарат с герба

«К примеру — Швейцария. Там же много людей на разных языках общаются. Все нормально, живут очень хорошо и комфортно. В Российской Федерации — здесь тоже разные… Язык, понятно, в целом один, но все равно разные национальности, разные вероисповедания. Но люди живут и во благо своей страны действуют и работают. То же самое мы хотим сделать в Молдове», — подчеркнул Шор.

Политик верен, что Тирасполь согласится на такую схему.

«Я уверен, что если создать Приднестровью комфортные условия федерализации, честные и справедливые, то при посредничестве РФ это возможно», — пояснил он.

Тут стоит напомнить, что РФ уже 20 лет назад предлагала свое посредничество, разработав «меморандум Козака», как раз подразумевающий федерацию, и Кишинев даже парафировал соглашение, но в последний момент отказался его подписывать под давлением Запада.

На колу мочало — начинай с начала?

— О реальности «молдавской федерации» на данном этапе судить достаточно сложно, — считает бывший глава МИД ПМР Владимир Ястребчак.

— Во-первых, на протяжении более чем двух десятков лет для всего политического класса Молдовы — как власти, так и оппозиции — даже сам термин «федерация» был сродни ругательству, и в этом немалая «заслуга» экс-президента РМ В. Воронина — напомним, пришедшего к власти под пророссийскими лозунгами.

Ситуация мало изменилась за прошедшие годы; более того, нынешняя власть рассматривает любые дискуссии на федеративную тему как синоним национального предательства.

Во-вторых, о реалистичности любых дискуссий на федеративную тему стоит говорить не до выборов в Молдове, а после, потому как после выборов обычно о федеративных концепциях любые силы, пришедшие к власти, в Молдове предпочитают сразу забыть.

В-третьих, значительная часть населения Молдовы абсолютно пассивно относится к этой идее — просто потому, что повседневные заботы, связанные с тарифами, доходами-расходами и другими социально-экономическими вопросами, значительно важнее, чем такого рода проблемы.

Читайте также
Организм Филиппа испытывает недостаток кислорода. Мальчику требуется операция! Организм Филиппа испытывает недостаток кислорода. Мальчику требуется операция! Хирургическая реконструкция трахеи избавит его от физических и социальных проблем

Так что пока сама концепция федерации (с учетом большого числа их разновидностей) является не более чем абстракцией, дополнительной темой для рассуждений о возможностях, но не о реальности.

«СП»: Сколько могло бы быть субъектов у этой теоретической федерации? Собственно Молдова, Приднестровье и Гагаузия? Или еще какие-то территории захотели бы себе статуса — к примеру, территории компактного проживания болгар?

— «Теоретическая федерация» — опять же очень абстрактное понятие. Есть симметричные и асимметричные федерации, есть иные модели. В нашем случае речь идет об урегулировании отношений между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой как двумя равноправными субъектами. Какое государственное устройство будет внутри самой Молдовы — внутреннее дело РМ, тем более что было бы неверным в какой-то степени уравнивать «места компактного проживания» тех или иных групп в Молдове с Приднестровьем.

Примеры такого рода есть в мировой практике — например, Босния и Герцеговина, где одним из субъектов (энтитетов) является мусульмано-хорватская федерация, а другим — Республика Сербская. Но стоит вновь подчеркнуть: пока это исключительно теоретический вопрос, а проблематика госустройства Молдовы — её внутреннее дело.

«СП»: Приднестровье и Гагаузия все же разные темы. Можно ли объединять эти проблемы и решать их одним способом?

— Как представляется, вопросы Приднестровья и Гагаузии — это действительно разные ситуации, тем более что «гагаузская проблема» уже урегулирована в рамках унитарной Республики Молдова, как национально-территориальная автономия.

Для Приднестровья этот подход не является приемлемым, тем более, что мы видим, как размывается статус Гагаузской автономии, как она лишается своих полномочий — и при этом руководство автономии фактически не может ничего этому противопоставить.

Для нас вопрос автономии — давно пройденный этап. Единственное, что является общим для ситуации вокруг Гагаузии и вокруг Приднестровья — это абсолютно наплевательское отношение официального Кишинева к достигнутым договоренностям.

Ситуация вокруг Гагаузской автономии показательна еще и тем, что договоренности относительно статуса региона были закреплены во внутреннем законодательстве Молдовы — и это дает центральным властям дополнительные возможности по одностороннему отказу от договоренностей, по урезанию полномочий автономии.

Читайте также
Британский лев обещает России тотальную войну Британский лев обещает России тотальную войну Лондон переводит экономику на военные рельсы для помощи Украине

В Приднестровье видят эти шаги Кишинева и сталкиваются с похожей ситуацией, когда молдавские власти и на нашем треке пытаются игнорировать 30-летний багаж переговорного процесса, включая подписанные документы, а также навязывать односторонние решения, делая вид, что молдово-приднестровский конфликт может быть решен в рамках внутреннего молдавского законодательства.

Именно поэтому в Тирасполе уделяют такое внимание вопросу международных гарантий, международного участия, которое могло бы возвращать официальный Кишинев к выполнению ранее достигнутых договоренностей и в целом к политической адекватности.

«СП»: Вообще-то эту тему предлагали еще Воронину, но он отказался подписать уже парафированный план Козака. Якобы из-за давления Запада. А ведь Воронин куда лучше контролировал ситуацию в стране, чем все последующие власти. Где гарантия, что новые власти подпишут и не кинут потом, будь то хоть Шор, Додон или кто бы то ни был еще…

— В самом вопросе уже заключен ответ. Гарантий нет никаких. Воронин действительно контролировал ситуацию гораздо лучше, более того, проект Козака был разработан именно по его просьбе и на основе подходов молдавской стороны (более того, по звучавшим тогда оценкам Воронина, проект на 90% соответствовал интересам Молдовы).

Однако у Запада нашлось достаточное количество аргументов, чтобы Воронин в последний момент отказался от собственных подписей (а парафировано было по меньшей мере три редакции Меморандума, причем каждая последующая ужесточалась в соответствии с пожеланиями г-на Воронина), тем более на фоне проходившей в тот же период «революции роз» в Грузии и намеков на возможность протестов в самой Молдове.

Спустя десять лет была схожая история с Партией социалистов во главе с И. Додоном, которая пыталась продвигать федеративную модель в предвыборный период, но «забыла» об этом после прохождения в парламент и после избрания г-на Додона президентом Молдовы. Так что о серьезности намерений следует судить прежде всего после выборов.

К сожалению, внутриполитическая ситуация в Молдове, отношение к федеративной идее со стороны «правых» создают достаточно комфортную ситуацию для тех, кто сейчас вновь выходит с федеративной повесткой: несомненное сопротивление «правых» этой модели создаст вполне предсказуемые предпосылки для того, чтобы в последующем отказаться от федеративной модели под предлогом сохранения «внутренней стабильности».

Читайте также
Арест Тимура Иванова: Зама Шойгу по обвинению в коррупции отправили в СИЗО Арест Тимура Иванова: Зама Шойгу по обвинению в коррупции отправили в СИЗО Жажда наживы и мздоимство начальства убивает солдат на поле боя не хуже противника

«СП»: Насколько сегодня вообще по-вашему актуален вопрос? Или это пройденный этап?

— Стоит еще раз подчеркнуть: федеративная идея (как возможная концепция урегулирования) на том этапе (в 2002—2003 гг.) была результатом широкого международного консенсуса, прежде всего между Россией и США.

Инициатива о федеративном устройстве была артикулирована молдавской стороной, а проект Меморандума был разработан в ответ на выдвинутую В. Ворониным инициативу, в координации прежде всего с Кишиневом.

Сейчас такой консенсус достаточно сложно себе представить, как и официальную инициативу такого рода со стороны официального Кишинева, пусть и после смены власти (при этом необходимо как минимум поражение нынешней власти и на президентских, и на парламентских выборах).

Тем не менее любые дискуссии по любым моделям наверняка возможны, если они будут опираться на внутренний консенсус и в Молдове, и в Приднестровье, а также получат одобрение народов на соответствующих референдумах.

Именно народ будет принимать окончательное решение — как это, в частности, и предусматривалось «Меморандумом Козака» в отношении федеративной модели.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня