В России есть группа регионов, которые нуждаются в укрупнении, заявила в интервью спикер Совета Федерации (СФ) Валентина Матвиенко. Тем более, что у России есть достаточно успешный опыт решения подобных задач, отметила она.
«Не буду называть регионы, но, безусловно, есть такая группа регионов, которые, на мой взгляд, просто нуждаются в укрупнении, в объединении, чтобы они дополнили друг друга экономически и социально. Время придет для этого», — заверила председатель верхней палаты российского парламента.
К данному вопросу, убеждена Матвиенко, следует подходить продуманно, необходимы «научные экспертные обоснования с расчетами, с пониманием того, что если два региона или три региона объединятся, то экономический эффект будет огромный, кумулятивный эффект для людей будет огромный». В таком случае «люди с удовольствием это поддержат», подчеркнула председатель Совфеда. Впрочем, сама объединительная процедура, по ее словам, является довольно сложной.
В то же время, укрупнение регионов не является самоцелью, «это вопросы эффективности нашей страны», отметила Валентина Матвиенко. Она пояснила, что есть научные исследования, согласно которым регион не может быть экономически эффективен, если численность его населения ниже определенного уровня. В то же время следует считаться и с мнением населения, подчеркнула спикер СФ.
Разговоры о готовящемся в правительстве укрупнении регионов начались еще в апреле 2021-го, когда на круглом столе ВШЭ «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски» вице-премьер Хуснуллин назвал неправильным принцип административно-территориального деления России.
Он заявил, что стране не нужны 85 регионов, некоторые из которых стоило бы объединить с соседними ради экономии денег на содержание бюрократического аппарата и выравнивания социального положения некоторых субъектов.
Впрочем, позднее в аппарате вице-премьера заявили журналистам, что варианты объединения регионов в кабмине не прорабатываются, а Хуснуллин говорил исключительно о вариантах развития городов.
По словам политолога Константина Калачева, высказывания спикера Совета Федерации отражают давнюю дискуссия о политической и экономической целесообразности укрупнения регионов.
— Результатом этой дискуссии становятся попытки объединения регионов — иногда удачные, порой не очень. Скажем, в результате одной из них в 2007 году появился Камчатский край, а в 2008-м — Забайкальский край.
Некоторые попытки так и не были доведены до конца — например, объединения Архангельской области с Ненецким автономным округом не произошло из-за сопротивления населения округа. По причине якобы имевших место там протестных настроений, выражавшихся в электоральных проблемах, неправильном голосовании, если можно так выразиться. В общем, населению НАО удалось отбиться, поскольку там считается, что объединение с Архангельской областью ухудшит социально-экономическое положение этой территории.
«СП»: Все определяется экономикой?
— Есть регионы, существование которых является данью традиции, скажем так. Например, Еврейская автономная область, в которой евреев проживает от одного до полутора процентов местного населения. То есть, вывеска, название субъекта Федерации, большей частью виртуальное. Когда в 1930-е годы туда стали переселять евреев, большая часть из них в дальнейшем уехали в государство Израиль.
«СП»: То есть, общего подхода к таким вопросам не существует?
— Можно, конечно, оставить все как есть. Я считаю, что любые объединения надо осуществлять, тщательно взвесив и отмерив все последствия. Конечно, маленьким регионом проще управлять. Что касается Еврейской автономной области, то она ориентирована на сотрудничество с Китаем, там большая приграничная торговля, вся ее логистика, экономика ориентированы на КНР.
Можно, конечно, присоединить ее к Хабаровскому краю или Амурской области. В любом случае нужно понимать, каковы будут приобретения и потери. В числе приобретений — сокращение административных расходов, затрат на управленческий аппарат, хотя это ведь тоже спорный момент. А среди потерь — простота и оперативность в принятии решений. Тем же китайцам в ЕАО проще иметь дело с данным субъектом Федерации, где уже все контакты отлажены.
Или возьмем Курганскую область. Некоторые мои коллеги говорят, что туда нужно еще заманить кого-то в губернаторское кресло, совершенно очевидно, что очередь туда не стоит.
В то же время ее объединение с Тюменской областью позволит решить бюджетные проблемы региона. Курганская область — аграрная территория, если объединить его с индустриальной Тюменью — мы получим аграрно-индустриальный регион.
В общем, у данного процесса есть доводы за и против. Я не являюсь сторонником одной позиции, но понимаю, что за словами Матвиенко стоят как реалии сегодняшнего дня, так и прошлые дискуссии по данному вопросу. Причем речь идет не просто об укрупнении субъектов Федерации как таковых, но о совершенно конкретных регионах.
«СП»: Получается, в некоторых случаях укрупнение подразумевает гораздо большие политический смысл, нежели социально-экономический?
— В условиях централизованного унитарного государства, которым фактически сегодня является Россия, хотя юридически она называется федерацией, смысл именно такой. Чем меньше регионов — тем легче управлять. Правда, есть один нюанс. Жители тех регионов, что стали объектом слияний и поглощений, как правило, не очень довольны произошедшим. Об этом нередко высказываются жители Корякского округа в составе Камчатки, Агинского Бурятского округа в составе Забайкалья.
Причем такое мнение высказывают не только местные элиты, но и рядовые граждане. Как правило, реалии после объединения не соответствуют высокой планке ожиданий до этого процесса. Люди остаются разочарованными.
«СП»: То есть, федеральный центр не может предложить жителям таких регионов какие-то существенные бонусы?
— Предложить-то могут, но будут ли эти обещания реализованы в дальнейшем — вот в чем вопрос, не окажутся ли ожидания завышенными. Скажем, в Биробиджане нет аэропорта, в Хабаровске есть, жителям столицы ЕАО приходится летать через Хабаровск. Им могут пообещать перед процессом объединения построить дополнительный железнодорожный маршрут. Но вот будет ли эта дорога скоростной? Скорее всего, нет.