Социологический опрос Левада-центра показал, что российские граждане совершенно разочаровались в законодательной (а прежде всего — представительной) ветви власти. Традиционно интересуется парламентскими выборами меньшинство 39% против 56% тех, кому они безразличны. Тем не менее, 50% опрошенных все же собираются проголосовать, хотя 48% уверены: выборы будут «грязными», с использованием клеветы, нажима на избирателей, махинациями с избирательными бюллетенями и прочими нарушениями. А 53% респондентов и вовсе считают, что выборы в Госдуму — лишь имитация борьбы, а места в парламенте будут распределены по решению властей.
Как поясняют социологи, недовольство людей складывается из ощущения общей ситуации в стране, которую они оценивают по своему кошельку, по чувству уверенности в завтрашнем дне. Общий рост напряжения связан с неуверенностью людей в будущем, а также с сомнениями по поводу способности партии власти выполнить свои социальные обязательства. «Важно то, что в число неуверенных включается все больше продвинутых, образованных людей, которые через интернет и средства массовой информации повышают общий градус напряженности», — говорит директор Левада-центра Лев Гудков.
Неприятие власти, делегитимизация ее в глазах общества отражается в желании более чем 70% россиян вернуть в бюллетени графу «против всех». А все вышеперечисленное резюмируется тем, что 57% респондентов не ждут от выборов ни малейших перемен к лучшему.
Так или иначе, но те, кто все же пойдет на выборы, в большинстве своем готовы отдать свои голоса партии власти. Согласно данным опроса, «Единую Россию» готовы поддержать 57% опрошенных, тогда как в октябре 2010 года таких было 61%. Другие партии, представленные в парламенте, похвастать такой поддержкой не могут: за КПРФ сегодня готовы проголосовать 18% респондентов, за ЛДПР — 10%, за «Справедливую Россию» — 7%.
В последнее время много разговоров — в том числе и на самом высшем уровне — о том, что партия власти застопорилась в своем развитии. Некоторые наблюдатели открыто заявляют, что «Единая Россия» — не партия, а лишь бюрократический аппарат, призванный обслуживать исполнительную власть. Похоже, это стали понимать и россияне: 27% опрошенных Левада-центром считают, что партия власти исчерпала свой творческий потенциал и не имеет свежих идей. При этом перед прошлыми выборами в Госдуму в 2007 году скептиков было 15%.
Почему же люди все равно готовы отдавать голоса за «Единую Россию»? Дело в том, что масса недовольных все равно вынуждена апеллировать к власти в надежде, что та все-таки выполнит свои социальные обещания. К тому же много избирателей живут не в крупных городах, а в сельской местности, где в силу информационной ограниченности про политическую жизнь страны люди узнают только по телевизору. А телевидение, так или иначе, подвергается цензуре (не той, что запрещена Конституцией, скорее — самоцензуре), и по федеральным каналам транслируется лишь идеологически верная информация.
«Также многие идут голосовать за „Единую Россию“ в силу советской привычки, — говорит Лев Гудков. — Для таких людей партия власти — это партия начальства, а у начальства, как известно, можно просить чего-нибудь».
Таким образом, люди голосуют от безысходности, и лишь малая часть граждан верит в светлое будущее. Почему это так, и как будет развиваться ситуация в будущем, мы спросили руководителя отдела стратегических и социально-политических исследований института социально-политических исследований РАН, доктора социологических наук Виктора Левашова.
«СП»: — Виктор Константинович, почему люди не верят в свободные и честные выборы?
— То, что люди не верят в возможность проведения честных выборов — это общая установка в обществе, в нашем государстве. Люди не очень доверяют государству по любому поводу, потому что бы ни делало государство в последнее время — население от этого ничего хорошего не видело. Поэтому здесь включается механизм неприятия, скептического настроя, — это все охранная функция. Проблема заключается в том, что современным демократиям особо никто не доверяет, и то, что половина избирателей не пойдет на выборы, или сомневается в принятии решения — нет ничего удивительного. Несомненно, влияет в фундаментальной форме и общая неудовлетворенность положением дел в стране.
«СП»: — Почему подавляющее число избирателей — 70% - хотят вернуть в бюллетени графу «против всех»?
— Все от того же скепсиса: людей не устраивает нынешняя практика, но чего — или кого — они хотят, они сами не знают. Вот им и нужно так выразить протест.
«СП»: — А почему падают рейтинги «Единой России»?
— Это связано с конкретной политикой, с конкретным курсом партии. Было много заявлено, много сказано, было много, можно сказать, «гламурных» передач со съездов и конференций «Единой России». Было много уверенного подхода к будущему. А потом — кризис, и оказалось, что Россия — это вовсе не такое уж и суверенное государство, что мы во многом зависим от остального мира и процессов, проходящих в нем. Это был момент истины. Поэтому доверие к «Единой России» и начало падать.
«СП»: — Как бы вы оценили перспективы партии власти в глазах общества?
— Это во многом будет зависеть от того, что произойдет, что сделает партия. С большой долей вероятности «Единая Россия» одержит победу на думских выборах. Но эта победа не будет столь видной, как в прошлый раз. И этот мандат, который общество даст партии, будет одним из последних. Есть определенный порог терпения. Российское общество довольно терпеливо, и этот порог еще не переступило. Но мы определенно к нему подходим.
Фото: Игорь Чижов/Коммерсантъ