В Финляндии перестали скрывать, что готовятся к войне с Россией. Ссылаются при этом на неблизкую к своей стране Украину. Мол, иного пути достичь там мира нет. О чем в минувшую пятницу и заявил в интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung действующий президент Суоми Александр Стубб: «Сейчас единственный путь к миру лежит через поле боя. Этот путь единственный».
Обозначил и сроки: 2025 год. Уточнив, что «в следующем году будет достигнута ситуация, которая откроет путь к соглашению в конфликте на Украине». То есть, исходя из его логики, уже в нынешнем, 2024-м, он готов примерить статус интервента, направив свою армию против нашего государства?
Свою позицию 56-летний Стубб обозначил в ответ на довольно странный, чтобы не сказать, провокационный вопрос немецкого корреспондента о границе с РФ. Звучал он так: «Российско-финская граница протянулась более чем на 1300 километров. Велики ли от этого ваши опасения?».
Тут Стубба и понесло. Заговорил о «тройном замке», запирающем границу и тем самым защищающем Финляндию; о финских мужчинах и женщинах, прошедших военную подготовку и готовых встать в строй, которых якобы почти миллион.
Хотя известно, что с прошлого года численность резервистов в этой стране стала резко сокращаться, не хотят нормальные финские парни и девчата воевать с восточным соседом.
Вещал Струбб немцу еще о боевых самолетах, дальнобойном оружие, членстве в НАТО…
А там «вылезла» и киевская бандера «мечтающая о мире во всем мире» (цитата), потому, мол, и сражающаяся сейчас с Москвой: «Чтобы мир стал возможным, необходимо выполнить несколько условий. Одним из них является территория. Я понимаю, что для Зеленского это центральный вопрос».
Закончил свой спич новоявленный «миротворец» и вовсе впечатляюще — словами о справедливости. Имея в виду возврат территорий. То ли якобы украинских, то ли неких финских…
Подобного рода высказывания главы европейской страны, пусть и не самой большой, мало что решающей в Старом Свете, не столько пугают, сколько удивляют. Понятно, что её нынешняя власть стремится выслужиться перед заокеанским хозяином. Постоянно что-то придумывает в последнее время, непременно антироссийское, агрессивное, чтобы её отметили. Например, похлопав по плечу на каком-нибудь местечковом саммите.
Что в будущем может аукнуться непыльной должностью в том же США или в Лондоне, где немало уже бывших чиновников из Суоми.
Но чтобы призывать к войне, разжигать её, забыв, чем это заканчивалось прежде для собственного населения?.. Малахольные они там, в Хельсинки, что ли?
— Ситуация у нас сейчас очень опасная, — считает финский правозащитник Йохан Бекман. Отсылая «корни её» к прежнему президенту Ниинистё, который не один год пугал сограждан Россией и в итоге привел страну в НАТО. — А Стубб продолжил его «инициативу». И теперь открыто планирует открытие Северного фронта.
«СП»: Не дает ему покоя факт потери финнами в ходе Зимней войны 1939/40-гг Северной Карелии, исконно заселявшейся карелами? потерянная финнами?
— Наверное, и это. Но главное — Североатлантический альянс, ему он хочет удружить. Нас, рядовых граждан, при этом не спрашивает. Наше мнение власти давно неинтересно.
Например, закрытие границы с Россией сильно вредит семейной жизни русско-финских родителей. Но кого это волнует кроме них самих? А почему закрыли, знаете? Мигранты только повод, причем, надуманный. Не такой уж неразрешимой была проблема. А затем, чтобы начать готовиться к войне с вашей страной. Стубб уверен, что вместе с натовцами победит.
«СП»: Ну, да, ещё ваша Санна Марин, будучи премьер-министром, утверждала, что Финляндия «победила все войны». Как говорят у нас в России, кто не знает прошлого, стреляет в свое будущее…
— Никто у нас из нормальных людей не хочет воевать с Москвой. Хотим с ней сотрудничать. Но нас не слышат…
Продолжает тему наш эксперт Иван Коновалов, военный историк, политолог, кандидат наук.
«СП»: На ваш взгляд, Иван Павлович, откуда у флегматичных финнов вдруг такая воинственность? На Россию начали замахиваться!
— Стубб — типичный финский лидер. Косноязычный, склонный к блефу… Вот и в данном случае он говорит не о нападении на Россию, а о том, что путь к миру проходит через поле боя. Не заявляет об участии в этом своей страны.
Надеется отсидеться пока всё будет решаться на другом поле боя. Украинском. Для нас очевидно в чью пользу: Россия добьется победы. А финнам в очередной раз придется подстраиваться под условия, поставленные Москвой.
«СП»: Зачем тогда президент Стубб бравирует почти миллионным числом своих резервистов? Кстати, реальна ли эта цифра для страны с 5,5-млн. населением?
— Вполне реальна, учитывая, что формирование резерва является там одной из важнейших задач в контексте обороноспособности страны. Фактически каждый гражданин проходит в Суоми спецподготовку. У них разработана и действует система резерва тотальной обороны.
«СП»: Но за минувшие полгода число резервистов там стало резко сокращаться. Не хотят рядовые граждане воевать. Ни с кем!
— В Финляндской Республике очевиден спад желающих служить в ВС. Как и участвовать в обороне страны. Потому что большинство не понимает: вступив в НАТО, на что подписались? Власть ответа людям на это не дает. К слову, когда она решила стать членом альянса, референдум не проводился. Что для этой страны не характерно. Хельсинки же постоянно превозносит свои демократические нормы, постоянно трещит о них. А в этом случае — молчок. Странно, правда?
И это притом, что рядом находится Россия, отношения с которой много десятилетий были очень полезны как для экономики этой страны, так и для ее мирового статуса. И вдруг поддались давлению англосаксов… Отсюда нежелание рядовых граждан участвовать в оборонных структурах.
«СП»: И как Кремлю реагировать на воинственные заявления Стубба, решившего, кажется, поиграть в «русскую рулетку», — игнорировать?
— Нет, конечно. Мы ничего не игнорируем. Но учитываем каждый агрессивный выпад блока НАТО по отношению к России. Реагируем не криком, а корректируя наши действия. В большой стратегии главное — спокойно решать задачи. По мере их поступления. И никогда не действовать реактивно.
Стубб и К. могут и дальше угрожать нам. А мы тем временем продолжим выстраивать оборону западного направления, укрепляя её. Это вкупе со спокойствием России и пугает «пациентов палаты № 6». Имею в виду Запад.