Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Третий визит Путина: Узбекистан стал Москве ближе Казахстана

Астана заигралась с Лондоном в «стратегическое партнерство», Кремль на это среагировал

8660
На фото: президент РФ Владимир Путин и президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев (слева направо)
На фото: президент РФ Владимир Путин и президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев (слева направо) (Фото: Михаил Метцель/пресс-служба президента РФ/ТАСС)

Состоявшийся государственный визит президента России Владимира Путина в Узбекистан по приглашению президента Шавката Мирзиёева имел ряд важных особенностей.

Это была третья международная поездка и второй государственный визит Путина после инаугурации. При этом стороны в своих заявлениях в Ташкенте делали особый акцент на этом обстоятельстве, что стало демонстрацией символической приверженности известному дипломатическому принципу: избранные главы государств совершают первые визиты в самые дружественные страны.

Путин совместно с Мирзиёевым приняли участие в первом заседании Совета регионов России и Узбекистана, а по итогам визита был подписан «солидный пакет двусторонних документов». Сам факт визита Путина в Ташкент, независимо от достигнутых там договоренностей, носил стратегический характер, призванный продемонстрировать рождение нового единства двух стран в ситуации, когда Узбекистан даже не состоит в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и не является членом Евразийского экономического союза ЕАЭС).

Читайте также
МИД Польши: Россия и Белоруссия совесть потеряли. Половину Эфиопии на Вислу хотят переселить МИД Польши: Россия и Белоруссия совесть потеряли. Половину Эфиопии на Вислу хотят переселить Сергей Балмасов: Поляки должны радоваться, что пока к ним едут эфиопы. Следующими будут мигранты из Сомали

По известному прежде раскладу сил во взаимоотношениях между Москвой и столицами в Средней Азии и некоторым формальным признакам такой визит Путина в регион мог бы состояться в Казахстан.

Товарооборот между Россией и Узбекистаном намного меньше, чем с Казахстаном (10 млрд против 26 млрд долларов). И он мог бы состояться, если бы последовало приглашение от президента Касым-Жомарта Токаева. Но его, видимо, не было. Астана оказалась в положении полутранзитного характера между Западом и Востоком, а Узбекистан стал демонстрировать российские приоритеты во внешней политике чуть ли не показательного характера.

Напомним, что в сентябре прошлого года в Нью-Йорке прошла очередная встреча глав внешнеполитических ведомств пяти центральноазиатских стран и США в формате «С5+1». Предыдущая встреча проходила в августе 2019 в Казахстане. А первая встреча была в Узбекистане. Количество таких встреч в формате «С5+1» стало увеличивается, несмотря на то, что из пяти стран региона три государства являются членами ОДКБ, а два входят в Евразийский экономический союз, практически все страны региона участвуют в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Более того, Россия имеет в Кыргызстане и Таджикистане свои военные базы. Но только Узбекистан отказался принимать у себя на высшем уровне главу МИД Великобритании Дэвида Кэмерона. Буквально накануне его прилета в Ташкент Мирзиёев «внезапно» объявил, что уходит в краткосрочный отпуск, что исключало его личную встречу с главой британской дипломатии. Так Ташкент давал понять, что не намерен заключать с Лондоном соглашение о стратегическом партнерстве по типу того, которое подписала Астана.

Тактика действий России в складывающей ситуации не носит прямолинейнего характера. Путин по итогам российско-узбекистанских переговоров не педалировал на вступлении Узбекистана в ЕАЭС, заявляя, что «все только выиграют, но это сложный переговорный процесс». Россия считает Узбекистан слишком важным игроком в регионе, чтобы отталкивать его даже в случае отказа Ташкента от быстрого вхождения в ЕАЭС.

В то же время экономики двух стран стали сближаются, появляется много совместных проектов, что неизбежно выводит к разработке контуров взаимных интересов в интеграционных объединениях. Одним из главных совместных проектов между Россией и Узбекистаном станет строительство первой атомной электростанции в республике при участии российской компании «Росатом», что для Москвы также является геополитическим проектом.

Читайте также
Итоги переговоров с Ташкентом: Россия прирастет «трудолюбивыми узбеками» Итоги переговоров с Ташкентом: Россия прирастет «трудолюбивыми узбеками» Нужно ли разменивать геополитику на настроения в обществе, подогреваемые засильем мигрантов?

Таким образом, не будучи членом ЕАЭС, Узбекистан и Россия на определенном этапе станут проявлять общие интересы и в обеспечении национальной безопасности, что будет поднимать геополитическое значение Узбекистана не только на региональном уровне.

Это — признаки охватывающих Среднюю Азию новых сюжетных линий в «Большой игре», которая, конечно, отличается от реалий времен «Большой игры» конца ХIХ века. Есть «старые игроки» со своими интересами — Россия и Англия. Появились новые — Китай, США, ЕС, Индия, Иран и Турция.

В то же время в странах региона проявляются собственные национальные интересы и видения путей и методов их реализации, что меняет систему международных отношений в парадигме Средняя Азия- внешний мир. Но проблема в том, что на данном этапе ни одно государство региона по своему геополитическому и другим потенциалам не в состоянии выступить как «центр силы» в регионе, хотя Казахстан активно предпринимает усилия выступать именно в таком качестве, но несамостоятельно, а с опорой на западный внешний фактор.

Вот почему в складывающихся обстоятельствах и условиях Россия двинулась в сторону наращивания взаимовыгодного сотрудничества с Узбекистаном по всем направлениям при активизации политического диалога. Подтверждением служит и состоявшийся в начале мая рабочий визит Мирзиеева в Россию и участие в юбилейном заседании Высшего Евразийского экономического совета в качестве главы государства-наблюдателя организации.

Ташкент начинает включаться в процесс оформления межрегионального порядка в Евразии, реагирует на динамику реальных и потенциальных угроз, способных экстраполировать конфликтности и на Узбекистан, как и другие страны региона.

По логике, в кругах принятия политических решений в Казахстане и в Узбекистане должна быть осознана и ответственность за безопасность и стабильность всего региона, что может превратить две эти страны в важные сегменты любой из формируемых систем региональной безопасности.

Напомним, что вопрос интеграции стран Средней Азии стоял на повестке дня после распада СССР. В частности, об этом не раз упоминал первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, отмечая, что главам республик региона нужно задуматься над созданием союза Казахстана и Средней Азии, а также возрождения Туркестанского Союза.

Но такого пока не происходит. Эстафета может быть перехвачена Узбекистаном. Борьба за лидерство в Средней Азии продолжается.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Всеволод Шимов

Политолог

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня