На прошлой неделе бывший секретарь Совета безопасности и действующий помощник президента Николай Патрушев в интервью для «Российской газеты» поделился новостями о военно-морской стратегии США, которая называется «Преимущество на море», что говорит само за себя.
Патрушев сказал, что эта стратегия подразумевает «интеграцию ВМС США с военным флотом их сателлитов» для сдерживания ВМС России и Китая. Соответственно, эта стратегия фокусируется на Черном море и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Что касается Черноморского региона, США пытаются оказать давление на Турцию, чтобы она ослабила контроль за соблюдением Конвенции Монтрё и позволила большему количеству внерегиональных военно-морских сил НАТО находиться на Черном море.
Параллельно с этим США строят новые логистические центры в Болгарии и Румынии и планируют разместить там дальнобойное оружие. Патрушев отметил, что на Украине и в НАТО также слышны легкомысленные разговоры об обеспечении «свободного судоходства» в Азовском море, но, разумеется, это оторвано от реальности.
В отношении второго региона фокусом внимания НАТО стала Япония, которая в этом году по сравнению с 2023 годом уже провела в 30 раз больше учений с НАТО и другими военными союзниками США. Австралия, Новая Зеландия и Южная Корея (вместе с Японией они составляют «Индо-Тихоокеанскую четверку») завершают список партнеров Америки. В целом, они оказывают дестабилизирующее воздействие на Азиатско-Тихоокеанский регион, хотя США заявляют, что восстанавливают в нем стабильность.
В ответ на эти угрозы Патрушев заявил, что Россия всесторонне модернизирует свой флот и строит новые высокотехнологичные суда. Он также упомянул, что по постановлению президента Путина работники всех направлений этой отрасли, от производственных рабочих до инженеров, получают более высокую зарплату. О других подробностях он умолчал, но это оправдано соображениями национальной безопасности. Создается впечатление, что Кремль хорошо осведомлен о новых военно-морских угрозах со стороны США и готовится справиться с ними.
В свете инсайта, которым поделился этот высокопоставленный чиновник, становится ясно: Россия действительно считает себя и Китай мишенями того, что министр иностранных дел Сергей Лавров ранее описал как стратегию «двойного сдерживания» США — то есть, можно ожидать больше ответных реакций России и Китая.
Они могут принять форму военно-морских и воздушных учений, также могут быть предприняты скоординированные меры. Например, недавно ядерные бомбардировщики России и Китая одновременно приблизились к Аляске.
Тем не менее, как бы убедительно это ни выглядело, Россия и Китай не вступят в взаимный оборонный союз, поскольку ни одна из сторон не хочет жертвовать жизнями своих солдат ради чужих целей на другом конце света. В 2023 году я разъяснял в своих статьях, что, хотя российско-китайские связи можно назвать Антантой, у их «безграничного» сотрудничества существуют реальные пределы, например, в отношении Индии и Вьетнама.
Любой военный союз с Китаем мгновенно разрушит баланс в Азии, над укреплением которого Россия так усердно работала в течение последнего десятилетия и который принял новое направление в начале лета. Поэтому не стоит ожидать, что Россия нанесет такой ущерб своей глобальной стратегии.
Тем не менее, в ближайшем будущем Москва, вероятно, будет гораздо теснее работать с Пекином в воздушной и морской сферах и предпринимать совместные скоординированные действия, хотя нам еще предстоит увидеть, удержит ли это США и их сателлитов от нарушения красных линий.
Автор: Эндрю Корыбко (Andrew Korybko) — американский политический аналитик. Специализируется на стратегии США в Евразии, Африке, инициативе «Пояс — путь» и гибридных войнах.
Перевод: Анна Полунина