Несмотря на западные санкции, доходы российского бюджета от продажи нефти и газа за январь — июль составили 6,8 трлн рублей, что, по оценке Минфина РФ, на 61,6% превышает прошлогодней показатель. И это совершенно не устраивает Соединенные Штаты — ведь в мире, уверены там, только они устанавливают правила, которым все должны подчиняться. А Россия, получается, обзавелась теневым танкерным флотом и вопреки этим правилам продолжает торговать углеводородами, да еще с большой прибылью.
Но выход есть, считает некто Чак Девор, главный специалист по национальным инициативам Техасского фонда государственной политики, бывший законодатель Калифорнии и подполковник армии США в отставке. Нужно только возродить каперство — дать разрешение частным судам захватывать танкеры с российской нефтью, а потом продавать ее на аукционах.
Свою идею он попытался обосновать на страницах The Federalist (перевод ИноСМИ).
Отставной подполковник напомнил, что в феврале США внесли в черный список 14 российских танкеров государственной компании «Совкомфлот». Но никаких сведений об арестах российских судов за нарушение санкций так и не поступало.
То есть, «санкции провозглашаются, но не соблюдаются должным образом, и это подрывают авторитет США — а заодно и сдерживание», посетовал мистер Девор.
И продолжил негодовать: только в декабре прошлого года из российских портов вышло 196 танкеров с сырой нефтью под флагами Панамы, Габона и Либерии.
При этом у европейских берегов их часто сопровождают российские военные корабли. Затем они «затемняются» — отключают свои транспондеры и перекачивают нефть на танкеры других стран по схеме «борт-о-борт».
Для борьбы с «флотом-призраком» он предлагает использовать каперов. Такой подход, по его мнению, «будет опираться на исторический прецедент и правовую базу и усилит стратегическую гибкость США — особенно в сочетании с политикой, направленной на укрепление энергетического господства Америки».
Каперы — это, по сути, те же пираты, только работающие на государство и грабящие исключительно суда вражеской державы.
Но в истории США, как указывает автор, они сыграли значительную роль. Особенно во время войны за независимость и англо-американской войны 1812 года, когда «перерезали британские линии снабжения и захватывали ценные трофеи».
В 1856 году европейские страны приняли Парижскую декларацию, запретившую морское пиратство. Однако США договор не ратифицировали.
Более того, как утверждает экс-подполковник Девор, до сих пор «Конституция США прямо предоставляет Конгрессу право выдавать каперские грамоты (статья I, раздел 8, пункт 11), обеспечивая для этого должную правовую основу». А значит, эта мера «легитимна и подкреплена законодательством».
Лучше всего, считает он, для выполнения каперских задач подходят частные военные подрядчики. Опять же, получив законные полномочия захватывать суда за нарушение санкций, каперы смогут удерживать конфискованные активы и выставлять контрабандную нефть на аукцион. А это для них финансовый стимул.
Удивительно, конечно, что возродить практику морских разбоев предлагает законодатель — пусть и бывший. С другой стороны, могут ли быть у страны, привыкшей к роли мирового гегемона, другие специалисты по национальным инициативам?
Прокомментировать идею с патентами «на пиратство» «СП» попросила ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова:
— Идея совершенно запредельная, конечно. Потому что в итоге Россия просто будет сопровождать караваны своих танкеров военными кораблями и каперов этих отстреливать.
Во всяком случае, ответная реакция в виде усиления охраны последует точно. Что, в общем, и так присутствует на мировом рынке, в том числе нефтяном.
Если, скажем, суда идут мимо Йемена, то там всегда есть люди с оружием. Мы уже видели кадры, как охрана атакованного хуситами торгового судна уничтожает стрелковым оружием надводные дроны.
А помните, были раньше сомалийские пираты? Так они именно захватывали суда, а не топили их, как сейчас стараются делать йеменские хуситы.
Фактически то же самое предлагает этот американский эксперт. Но, как правило, суда, которые там проходили, потом стали нанимать серьезную боевую охрану, которая в случае опасности сразу же открывала огонь и эти лодки с пиратами расстреливала.
Ответная мера может быть такого же характера. Но главное препятствие для США даже не в этом.
«СП»: В чем же?
— Помимо того, что таким образом нарушаются международные нормы современного морского права, идея эта серьезно вредит самим США. Ведь если подобные инциденты будут происходить, то экспорт из России вообще может сократиться. А Штаты этого не хотят, потому что в таком случае на мировом рынке возникнет дефицит сырья и рост цены.
Рост цены не выгоден США, поскольку это страна нефтеимпортер. Тем более сейчас, при демократах, которые скорее выступают за переработчиков, чем за добытчиков своих. Но, в любом случае, это путь к подорожанию топлива внутри США.
А у них политическая культура еще такая, что они связывают четко цену на заправке с успешностью нынешней администрации. Республиканцы, демократы — неважно. Если бензин с дизелем подорожали, значит «вы плохо нами управляете», а это сразу бьет по рейтингу действующей администрации.
Я думаю, это будет главным препятствием. Хотя, в принципе, американские военные корабли подобным занимаются. Если кто-то, например, везет иранскую или венесуэльскую нефть, они могут захватить ее. И точно так же продать потом на аукционе.
«СП»: Есть прецеденты?
— Если не ошибаюсь, в 2022 году был случай, когда они захватили иранский танкер, отвели его к себя сначала, пришвартовали, а потом эту нефть продали на аукционе внутри Соединенных Штатов. И оформили это как импорт из Ирана.
Получается, фактически они этот танкер похитили — т.е. занимались де-факто пиратством. А по документам все прошло как импорт. Сами же официально запретили кому-либо покупать иранскую нефть, и сами же ее импортировали таким образом.
Но против России таких санкций нет. Они не вводили запрет на покупку российской нефти кому-либо. Есть запрет на страхование и перевозку сырья морским транспортом, если цена превышает при погрузке на танкер 60 долларов за баррель.
Если они попытаются военными судами эти танкеры перехватывать, то Россия, соответственно, какой-то период будет сокращать экспорт — по крайней мере, пока наладят конвои, какую-то военную охрану и проч. А значит, цены на рынке поднимутся, и сами же США пострадают.
«СП»: Тут еще вопрос, сколько же этих каперов надо, если только в декабре из наших портов вышло почти 200 танкеров?
— Особенность еще в том, что право собственности может передаваться даже при погрузке. Поэтому ни танкер, который вышел из российского порта, ни нефть, которую он везет, они не принадлежат каким-то российским компаниям. Они принадлежат, как правило, международным трейдерам.
Бывает даже наши компании регистрируют этого трейдера где-то в мировой юрисдикции, в офшоре, продают как бы сырье своему трейдеру. Но формально это уже не российская нефть.
И как каперы эти будут отслеживать происхождение нефти — российская она или уже нет? А если где-то ее перемешали, как сейчас часто бывает — в море танкер «борт-о-борт»? Такую нефть можно захватывать? Вот все эти аспекты, конечно, они неясны.
В общем, все это дикость. Не возврат в Средневековье, но близко к тому. Они сейчас таким образом дойдут до того, что и инквизицию возродят. Скажем, если у тебя не солнечная панель, а ты топишь печку, то тебя надо сжечь, потому что ты еретик. Скоро, видимо, и до этого дойдет — будет у них некая энергетическая инквизиция.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».