Северная Корея может провести седьмое ядерное испытание, приурочив его к президентским выборам в США, говорится в брифе, который южнокорейские законодатели получили от Национальной разведывательной службы (NIS).
В последний раз Северная Корея проводила испытание ядерного оружия в сентябре 2017-го — в год, когда отношения между Вашингтоном и Пхеньяном обострились. Новое испытание будет рассматриваться Вашингтоном, Сеулом и Токио как серьезная провокация, и почти наверняка оно станет для следующей администрации предупреждением о том, что в ближайшем будущем США придется уделять Северной Корее больше внимания.
Если испытание действительно состоится этой осенью, оно напомнит о последствиях провальной политики Трампа в отношении Северной Кореи, а для администрации Байдена станет обвинением в пренебрежении этим направлением внешней политики. Очередное ядерное испытание должно заставить Вашингтон переосмыслить свои отношения с Пхеньяном и возобновить усилия по заключению соглашения о контроле над вооружениями — вне зависимости от того, кто победит на выборах в ноябре.
С того момента, как в 2019 году провалился саммит в Ханое, США не предпринимали никаких реальных попыток возобновить дипломатическое взаимодействие с КНДР. Трамп до конца своего срока отложил этот вопрос на второй план, и в этом же положении все оставалось в течение всего срока Байдена.
За исключением нескольких расследований со стороны официальных лиц США вскоре после вступления Байдена в должность, Белый дом не проявил никакого интереса к возобновлению переговоров.
Вместо этого последовал обычный набор санкций с угрозами, который дал предсказуемо плохие результаты. Согласно тому же брифу NIS, в котором говорилось о возможном ядерном испытании, Северная Корея накопила достаточно плутония и высокообогащенного урана, чтобы создать еще десятки единиц ядерного оружия.
Ким Чен Ын был поставлен в неловкое положение, когда администрация Трампа отказалась принять его предложение на саммите в Ханое. Ким никогда не собирался соглашаться на максималистские требования Вашингтона о полной ликвидации программы ядерного оружия, но он был готов пойти на некоторые реальные уступки в отношении ядерного объекта КНДР в Йонбёне.
Как пишет бывший директор Национальной лаборатории Лос-Аламоса Зигфрид Хеккер в книге «Опорные точки: взгляд изнутри на ядерную программу Северной Кореи» (Hinge Points: An Inside Look at North Korea’s Nuclear Program), в Ханое Вашингтону предложили значительные уступки: «Еще важнее… было то, что без Йонбёна Северная Корея не могла бы производить дополнительный плутоний и тритий, что мешало бы совершенствованию ее ядерного оружия».
Настаивая на решении «все или ничего», Трамп упустил исключительную возможность добиться реального прогресса в ограничении ядерной программы Северной Кореи.
Сейчас в Вашингтоне может возникнуть соблазн проигнорировать любые провокации со стороны Северной Кореи и не считать их чем-то из ряда вон выходящим, однако так расслабляться будет неразумно.
Отсутствие каких-либо ограничений на ядерный арсенал Северной Кореи будет все сильнее подталкивать южнокорейское правительство к мысли о совершенствовании собственной программы вооружений.
До настоящего момента США справедливо отговаривали Южную Корею от подобных действий. Однако, если не будет надежного соглашения о контроле над вооружениями, которое установит четкие ограничения на рост и развертывание арсенала Северной Кореи, вряд ли Южную Корею смогут удовлетворить какие-либо «заверения» Вашингтона.
В этом году кандидаты в президенты в США почти не уделили внимания политике Северной Кореи, если не считать того, что вице-президент Харрис захотела раскритиковать Трампа за «заигрывания» с диктаторами, а Трамп порассуждал о том, что Ким Чен Ын по нему скучает. Правительство Северной Кореи быстро отреагировало на замечания Трампа, заявив, что результат выборов их не волнует и что от США они не ждут никаких изменений. Пхеньян обжегся на переговорах с Трампом, и, похоже, не горит желанием повторять этот опыт.
В партийных программах, опубликованных этим летом, было очень мало информации о Северной Корее, и ничто не указывало на то, что какая-либо партия серьезно обдумывала крупную дипломатическую инициативу в этом направлении.
В программе демократов упоминался послужной список Трампа в отношении Северной Кореи, но только для того, чтобы посетовать на то, как он «опозорил США на мировой арене, льстил Ким Чен Ыну, легитимизировал его, обменивался „любовными письмами“ с северокорейским диктатором».
И никаких намеков на то, что новая демократическая администрация будет придерживаться иного дипломатического подхода. В программе республиканцев о Северной Корее вообще ничего не было.
Учитывая, что кандидаты явно не проявляют интереса к возобновлению дипломатического взаимодействия с КНДР, вряд ли переговоры по контролю над вооружениями будут стоять у следующей администрации на повестке дня. Если Северная Корея проведет новое ядерное испытание, это может стать внешним шоком, необходимым, чтобы привлечь внимание Вашингтона и заставить серьезно пересмотреть нынешнюю политику.
После почти 20 лет неудачных попыток «денуклеаризовать» Северную Корею, Вашингтону придется сменить курс и поставить менее амбициозные и более достижимые цели — контроль над вооружениями.
Растущий арсенал Северной Кореи немыслимо игнорировать еще четыре года. Независимо от исхода выборов, США не могут позволить себе полагаться на ту же неэффективную политику санкций и демонстрации силы.
Автор: Дэниел Лэрисон — Daniel Larison — нештатный редактор интернет-издания Antiwar.com и бывший старший редактор американского издания The American Conservative magazine. Получил степень доктора философии по истории в Чикагском университете.
Перевод Анны Полуниной