Министр энергетики России Александр Новак подтвердил в середине ноября: «потенциально рассматриваем сейчас с китайскими друзьями новый маршрут через Казахстан, который может составить тоже порядка до 35 млрд куб. м газа». Это связано заявлением посла Казахстана в России в мае, а указанный объем почти равняется максимальной пропускной способности трубопровода «Сила Сибири» — 38 миллиардов кубометров газа в год, хотя это меньше, чем объем в 50 миллиардов, который предполагался для «Силы Сибири-2».
Что касается этого трубопровода, в моей статье анализируется китайско-российский ценовой спор, который, как представляется в ретроспективе, и помешал Путину подписать соглашение по этому мегапроекту во время своей последней поездки в Пекин в мае.
Несколько месяцев спустя обсуждение возобновилось: было высказано предположение, что Россия могла бы перенаправить свои планы по трубопроводу и рассматривать не Китай, а Иран и Индию. Короче говоря, Китай хочет низких цен, а Россия хочет чего-то получше, поэтому сделка не была достигнута.
Дилемма до сих пор не решена, что ставит под сомнение целесообразность строительства российского газопровода в Китай через Казахстан. В конце концов, проблема не в объемах газа, который пойдет через «Силу Сибири-2» — их всегда можно уменьшить, договорившись о ценах.
Проблема как раз в том, что стороны не могут разрешить ценовой спор. И Казахстан рассматривается либо как дополнение, либо как альтернатива Монголии в качестве транзитного государства в Китай исключительно по политическим причинам.
Поясню: хотя Казахстан только что пригласили стать партнером БРИКС, в октябрьском анализе, написанном мною как раз перед тем, как это произошло, отмечается обеспокоенность России с февраля 2022 года относительно надежности Казахстана перед лицом западного давления.
Соответственно, есть вероятность, что Россия может согласиться на низкие цены на газ, которые, как сообщается, запросил Китай, если это посчитают необходимым шагом, чтобы удержать Казахстан от дальнейшего сближения с лагерем конкурентов.
Конечно, Россия предпочла бы добиться лучших условий, но сильно сниженный размер прибыли может считаться приемлемой ценой для оплаты описанных выше политических дивидендов. Если в следующем году опасения по поводу надежности Казахстана будут сняты — например, если вступит в силу перемирие на Украине, и в связи с этим Запад уменьшит давление на Казахстан, Россия, возможно, будет меньше заинтересована в финансово-политическом компромиссе такого рода.
Вместо этого, она может решить и дальше отказываться от условий Китая, ожидая, что ускоренный «поворот США назад к Азии» при Трампе может создать большую нагрузку на энергетические цепочки поставок Китая и, таким образом, заставить его согласиться со многими условиями Москвы. Это, в свою очередь, может привести к потенциальному прорыву на переговорах по трубопроводу «Сила Сибири-2», и тогда Россия получит даже более высокую цену, чем та, на которую она изначально рассчитывала — если обстоятельства изменятся.
С учетом всего этого, можно сделать вывод, что недавние разговоры о российском газопроводе в Китай через Казахстан — это запасной план Кремля на случай, если украинский конфликт затянется на неопределенный срок параллельно с усилением западного давления на Казахстан. В таком случае газопровод может помочь удержать эту транзитную страну от дальнейшего сдвига к лагерю противников, а также увеличить бюджетные доходы России от Китая. Однако на данный момент это всего лишь предложение, а не серьезный план.
Автор: Эндрю Корыбко (Andrew Korybko) — американский политический аналитик. Специализируется на стратегии США в Евразии, Африке, инициативе «Пояс — путь» и гибридных войнах.
Перевод Анны Полуниной