Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Власть
5 декабря 2024 16:55

Воздушный транспорт — удел рисковых? Superjet 100, и так ненадежный, теперь останется без двигателей

Олег Смирнов: «Развитие гражданской авиации в России — вопрос политический»

8027
На фото: сборка турбореактивного двигателя для самолета Sukhoi Superjet-100 в сборочном цехе филиала ПАО "Компания "Сухой"
На фото: сборка турбореактивного двигателя для самолета Sukhoi Superjet-100 в сборочном цехе филиала ПАО «Компания «Сухой» (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

В России — очередное авиапроисшествие. Сегодня в очередной раз сломался очередной Superjet 100 авиакомпании «Азимут». На этот раз не повезло пассажирам рейса A45025, которые должны были вылететь из Сочи в Тель-Авив ещё в девять утра.

Superjet рейса RA-89079 в 12:20 выдвинулся к взлётной полосе, но до неё так и не добрался, вернувшись на место стоянки спустя 20 минут. Пассажиров высадили и вернули в аэровокзал. Было озвучено, что у самолета «техническая неполадка». Об этом сообщает телеграм-канал «Авиаторщина».

Снова «Суперджет»… В Росавиации утверждают, что «самолет готов к эксплуатации». Готов к эксплуатации про постоянных поломках, которые уже устали считать? Готов к эксплуатации после жуткого авиапроисшествия в Шереметьево 5 мая 2019 года, которое стоило жизни 41 человеку?

Только на эту неделю произошло 5 авиапроисшествий с Суперджетом. И — никаких выводов.

Читайте также
В какой ситуации могут заморозить банковские вклады - и когда надо начинать бояться В какой ситуации могут заморозить банковские вклады — и когда надо начинать бояться Страну зря напугали неосторожным прогнозом — изымать деньги властям себе дороже, и 90-е не повторятся

Утром 24 ноября экипаж «Суперджета» авиакомпании «Азимут», летевший из Уфы в Красноярск, сообщил диспетчерам о низком уровне жидкости в гидросистеме и запросил буксировку после посадки. Аналогичная проблема возникла у Суперджета «России» на маршруте Санкт-Петербург — Москва.

Через 2,5 часа SSJ-100 «Азимута» загорелся при посадке в Анталье, все пассажиры и экипаж были эвакуированы, никто не пострадал. Остальные два инцидента произошли ночью: в аэропорту Сочи лайнер Red Wings прекратил взлет из-за неисправности, а в Пулково экипаж другого SSJ-100 доложил о поломке конструкции шасси, после чего посадил самолет.

Казалось бы, в «Суперджетах» срочно надо что-то менять. Но вместо этого сегодня Минпромторг объявляет о сокращении поставки двигателей для самолетов SSJ-100, МС-21 и Ту-214 до 2026 года. Авиапроизводители получат только 128 двигателей вместо 192 запланированных до 2030 года.

По версии Минпромторга, в 2025 году планируется собрать 24 двигателя (шесть ПД-8, семь ПД-14 и 11 ПС-90), а в 2026 — 104 (44 ПД-8, 28 ПД-14 и 32 ПС-90). В пресс-службе министерства уточнили, что производство двигателей осуществляется согласно заключенным договорам поставки. Из-за текущего сокращения объемов, министерство планирует наверстать производство в 2027—2030 годах.

Двигатели ПД-8 предназначены для импортозамещенных SSJ-100. Именно на них, казалось бы, сейчас надо сосредоточиться. Но все произошло ровно наоборот.

Почему откладывается производство этих двигателей? С таким вопросом мы обратились в бывшему командиру корабля, специалисту по безопасности полетов Александру Романову.

— У нас вместо двигателей — одни бравурные проекты. Люди, которые управляют авиационной отраслью, по сути развалили ее. Цель у наших чиновников, похоже, одна — показуха. Рапортовали премьер-министру, что до 2030 года выпустят 1000 самолетов, а потом начали это число сокращать, а сроки — откладывать.

«СП»: Что, по-вашему, мешает наладить производство отечественных двигателей?

— Все происходит оттого, что разрушена вся авиационная отрасль, нет производственных мощностей, на авиазаводах — станки 60-х годов прошлого столетия.

Зато распил бюджета, судя по всему, происходит регулярно и успешно. У меня вообще такое впечатление, что наша авиационная отрасль превратилась в золотое дно для чиновников от авиации. И все это — за счет рисков для пилотов и сотен, тысяч людей!

Судите сами: сначала двигатели ПД-8 для аварийных, по сути, «Суперджетов» обещали к 2024 году, а теперь сдвигают сроки якобы «из-за текущего сокращения объемов», на 2027−2030 годы. Сколько еще авиапроисшествий произойдет за это время? Предполагаю, что много, — резюмировал Олег Романов.

Почему такие проблемы возникают у нас именно с авиационными двигателями? Ведь Россия — авиационная держава, она входит в пятерку стран, которые сами способны производить двигатели для самолетов.

Главный вопрос — по двигателям ПД-8, потому что они должны заменить французский двигатель, установленный на «Суперджетах-100». Самых аварийных и самых, увы, распространенных в нашем отечественном авиапарке.

Почему их не могут срочно выпустить в нужном количестве и почему Минпромторг снова сдвигает сроки их выпуска? С таким вопросом мы обратились к заслуженному пилоту СССР, председателю комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олегу Смирнову.

— Главная причина в том, что двигатель ПД-8 на сегодня не сертифицирован, поэтому его нет в массовом производстве. А без сертификации двигатель не может считаться годным для эксплуатации изделием. На самолет устанавливают только сертифицированные детали.

То, что объемы двигателей ПД-8 сейчас надо сократить, подсчитали непрофессионалы. Они считают, что на ближайшее время хватит зарубежных «Боингов» и «Эрбасов», которые составляют основу нашего авиапарка. И таким образом они сэкономят миллиарды. Но вечно эти зарубежные самолеты летать не будут. На «Суперджете-100» французский двигатель фактически уже выработал свой ресурс. И они все чаще будут выходить из строя.

«СП»: Сколько еще лет мы сможем летать без риска для жизни на том авиапарке, которым сейчас располагает Россия?

— Лет 5 максимум. Но, возможно, и меньше. До 2030 года весь импортный авиапарк точно выработает свой ресурс и будет остановлен. Если в ближайшее время двигатель ПД-8 не будет сертифицирован, мы рискуем остаться вообще без воздушного транспорта. Или с аварийным воздушным транспортом.

Читайте также
Не курсом единым: у тяжелой промышленности нет претензий к Путину, у лёгкой – их множество Не курсом единым: у тяжелой промышленности нет претензий к Путину, у лёгкой — их множество Глава РССП Александр Шохин попросил президента о встрече с российским бизнесом

«СП»: Когда, по-вашему, реально появятся отечественные самолеты?

— Сначала премьер-министру обещали, что это случится в 2021 году. Сейчас говорят, что к 2030 году. Ни одна программа вовремя выполнена не была. Поэтому никакого доверия обещаниям Минпромторга нет. Чтобы взлетели наши отечественные МС-21 и Ту-214, авиационную отрасль необходимо срочно переводить на мобилизационный режим с персональной ответственностью и отчетностью всех — от слесаря до министра.

«СП»: Вам не кажется, что отставание гражданской авиации объясняется отчасти военными заказами?

— И это тоже. Военные заказы — в приоритете. Их срыв грозит куда более суровыми карами, чем промахи в выпуске гражданских самолетов. На это тоже надо делать скидку. Но без гражданской авиации Россия рискует утратить единство пространства. Поэтому развитие нашей гражданской авиации — проблема политическая, -считает эксперт.

Частично проблемы, конечно, решаются. Так, правительство решило простимулировать отрасль и выделить 3,5 млрд рублей организациям воздушного транспорта, в том числе тем, кто осуществляет полеты из труднодоступных мест по льготным билетам. Об этом сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.

«Субсидии на авиаперелеты в отдаленные районы страны сохранят важные для людей рейсы, потому что без них авиакомпании закроют такие маршруты из-за их нерентабельности, — пояснил «СП» доцент Финансового университета при Правительстве России Дмитрий Журавлев.

— Если не будет помощи государства, билеты сильно подорожают, а число пассажиров уменьшится, что увеличит стоимость таких перелетов еще больше. И тогда маршрут прекратит свое существование. Получится замкнутый круг, который приведет к транспортному коллапсу.

Например, потеряется возможность попасть из Архангельска в Нижний Новгород напрямую. Придется лететь в Москву, и только оттуда потом — в Нижний. Маршрут становится в два раза дороже и длиннее, бьет по карману человека и отнимает его время. Льготы предусмотрены, чтобы не допустить такого сценария".

Последние новости
Цитаты
Константин Смирнов

Независимый экономический обозреватель

Станислав Митрахович

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Станислав Наумов

Магнитогорский депутат Госдумы

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня