Президент Сербии Александр Вучич и бывший лицедей Зеленский, называющий себя президентом Украины, обсудили по телефону укрепление сотрудничества и совместный путь в Европейский союз. Об этом сербский лидер написал в соцсети.
Кто был инициатором беседы, Вучич не уточнил. Но назвал разговор «содержательным и хорошим», отметив, что он касался «всех важных вопросов двустороннего сотрудничества».
«Рассмотрели европейский путь наших стран, а также возможность более частых двусторонних визитов в будущем», — написал сербский президент.
Он также напомнил о возобновлении работы посольства Сербии в Киеве. И выразил надежду, что это «дополнительно будет способствовать улучшению отношений».
Сербская дипмиссия была эвакуирована в начале марта 2022 года на родину из соображений безопасности. В МИД республики тогда сообщали, что «сотрудники продолжат выполнять свою работу из Белграда до тех пор, пока не возникнут условия для возвращения».
Видимо, теперь такие условия сложились. Во всяком случае в начале недели киевский главарь сообщил в своем Телеграм-канале, что принял верительную грамоту от нового посла Сербии — Андона Сапуджи. При этом он поблагодарил Белград за финансовую и гуманитарную помощь Киеву, а также указал, что рассчитывает и «на продолжение военной поддержки».
Как известно, Вучич в феврале 2022 года осудил начало российской военной операции на Украине. Вместе с тем не раз заявлял, что его страна никогда не присоединиться к санкциям против Москвы и не будет отправлять оружие и боеприпасы Киеву.
Но в июне этого года в интервью The Financial Times все же признал, что Киев получил от Белграда через третьи страны боеприпасы на 800 млн долларов. При этом назвал продажу боеприпасов законным бизнесом, которые помогает «экономическому возрождению» Сербии, и продолжал настаивать, что ни одну из сторон конфликта он не поддерживает.
Правда этому явно противоречит другой сомнительный шаг сербского лидера. А именно его участие в саммите Украина — Юго-Восточная Европа, который прошел 9 октября в Дубровнике (Хорватия), где Вучич подписал декларацию с осуждением России. И нашей специальной военной операции — ее участники мероприятия признали «преступлением против украинского народа» и «большой угрозой для всего мира».
В то же время Вучич тогда же публично отклонил приглашение президента России Владимира Путина посетить саммит БРИКС в Казани 22−24 октября. Объяснив позже свой отказ спецификой отношений официального Белграда с Западом — мол, «они не хотят видеть, что мы разговариваем с русскими».
Но зачем Белграду развивать сотрудничество с киевским нацистским режимом, к тому же нелегитимным? Ведь Зеленский фактически — никто, узурпатор. И Вучич не может этого не понимать…
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, доцента факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадима Трухачёва:
— Тут важно учитывать множество факторов. Во-первых, Сербия — страна небогатая. Побогаче, конечно, чем Украина, но не сильно.
Опять же, кто является основными торговыми партнерами Сербии? Основными торговыми партнерами Сербии являются Германия, Италия, Австрия. Вучич, естественно, пытается в качестве альтернативы развивать отношения с Китаем, и под Белградом уже завод Huawei есть. Тем не менее главный торговый партнер Сербии — Евросоюз.
Полтора миллиона сербов, а это каждый четвертый трудоспособный житель страны, работает в странах ЕС. Особенно много в Германии, Австрии, Швеции. Соответственно, так или иначе, примерно каждая вторая сербская семья кормится за счет Евросоюза.
Кроме того, в каком международном положении находится сама Сербия? У нее есть выбор?
«СП»: Во всяком случае сам Вучич не раз подчеркивал, что Сербия — независимая и самостоятельная страна, и никто не может ей приказывать…
— Это понятно. Тем не менее, зависит. Сербия в силу своей географии находится под жесточайшим давлением со стороны Евросоюза, прежде всего. В меньшей степени — НАТО. Кроме того, жесточайшее давление оказывается на Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины — а это уж, действительно, совсем пророссийское образование.
Вот для того, чтобы сохранить остатки независимого курса, и возможность не вводить санкции против России (а Вучич этому три года сопротивляется, как бы мы к нему не относились), президент Сербии вынужден звонить Зеленскому.
«СП»: А его кто-то заставляет, кто-то от него этого требует?
— Его заставляют — да. Заставляет президент Австрии Карл Нехаммер и второй человек — это Петр Павел, президент Чехии.
Но между русскими и сербами существуют давние братские отношения. Поэтому нам это обидно. При этом мы играем в Евразийство. Мы не используем русский православный фактор во внешней политике, или используем его крайне мало.
Россия интересна сербам как безнациональная, непонятно какая евразийская страна?
Нет, конечно. И этот наш просчет использует Чехия, тоже братская для Сербии христианская страна. Мало того, чешско-сербские связи развивались независимо от русско-сербских и русско-чешских. Это, в общем, самостоятельная величина, которой уже лет двести.
Кроме того, Чехия является адвокатом Сербии в Евросоюзе и в НАТО.
«СП»: В каком смысле?
— Например, Чехия пытается подавить через ЕС и НАТО обмен территориями — чтобы две общины Сербии, населенные албанцами, отошли в Косово, а четыре общины, где до сих пор живут сербы на севере Косово, вернулись бы в состав, собственно, Сербии.
А знаете, на чем этот адвокат строит линию защиты? На том, что Сербия — это не Россия. И что не надо не любить сербов — якобы проводников русского влияния, коими они не являются.
Но все имеет цену, за все нужно платить. Чехия требует плату боеприпасами, которые находятся в Сербии на частных складах. Эти снаряды с сербских частных складов идут в Чехию, а куда они потом попадают, мы с вами прекрасно понимаем. Напомню, что Чехия является координатором поставок боеприпасов для Украины.
То есть это не Белград поставляет напрямую боеприпасы Киеву, они попадают туда из Чехии. Что является платой Сербии за адвокатские услуги Праги.
Вот такая картина.
«СП»: Грязная получается картина. Зеленский, кстати, ни разу не нахамил Вучичу? Орбану и Фицо гадостей с три короба наговорить успел, а тут забыл?
— Честно говоря, не знаю. И знать не хочу. Думаю, скоро начнет. Тем более что Сербия единственная страна Европы, которая к санкциям не присоединилась.
А картина, действительно, получается грязная. Хотя нам обидно все это, по понятным причинам. Тем более что 85% сербов хорошо к нам относятся. Но этого не всегда достаточно для того, чтобы иметь там влияние.
К сожалению, у России влияние в Сербии — остаточное, культурно-религиозное, назовем его так. А экономической альтернативой ЕС в Сербии является Китай, а не Россия.
«СП»: Но отмечать 80-летие Победы Вучич будет в России. По его же словам, он договорился с премьером Словакии Робертом Фицо вместе лететь из Белграда в Москву на парад 9 мая.
— Это для сербов святое, это не обсуждается. При всем том, что Югославия, по большей части, освободила себя сама. Да, была наша Белградская операция, и еще кусок Словении Красная армия освободила. Остальную территорию югославские партизаны, среди которых, кстати, преобладали в основном сербы, освободили сами.
Поэтому 9 мая для сербов священный день. Как, собственно, и 20 октября — день окончания Белградской операции, освобождения Белграда.
«СП»: Сербия после более чем двухлетнего перерыва вновь открыла свое посольство в Киеве. Почему это стало возможным?
— Это уже вопрос к нашему Минобороны. Потому, наверное, что там достаточно безопасно. Хотя из-за криворуких украинских зенитчиков недавно пострадало посольство Португалии.
И я бы на месте сербов, конечно, сто раз подумал, прежде чем возвращать дипломатов из Белграда в Киев. Но, так или иначе, это свидетельство того, что в Сербии, как и во многих других странах, считают, что это безопасно.
С другой стороны, в условиях отсутствия нашего посольства и каких-либо структур там, наличие дипмиссии Сербии, это хоть какой-то элемент правильного присутствия. Поэтому я бы не протестовал сильно по этому поводу.
Опять же, при посольстве проводятся культурные мероприятия, и, возможно, эти мероприятия какую-то часть киевлян могли бы раззомбировать.
Поэтому я двойственно на это смотрю. С одной стороны, конечно, неприятно. С другой — некая польза от посольства Сербии в Киеве может быть.