После освобождения и присоединения к России новых территорий в зоне СВО все острее встает вопрос о проведении их зачистки от скрывшихся под гражданской личиной националистов, законспирированных диверсантов и связанных с международными преступными синдикатами и картелями преступных элементов.
Во многом эта задача ложится на армейскую контрразведку, спецслужбы, военную полицию. Какова здесь ситуация и к чему мы должны быть готовы? На этот и другие вопросы в интервью «СП» ответил ведущий аналитик Ассоциации специалистов по информационным операциям, кандидат политических наук Константин СТРИГУНОВ.
«СП»: Константин Сергеевич, мы восхищаемся мужеством наших бойцов, радуемся новым освобожденным населенным пунктам. Но далеко не всегда задумываемся о том, что на этих территориях могут осесть и мимикрировать под гражданское население представители разведок и криминальных структур. Насколько серьезна эта угроза?
— Президент Российской Федерации Владимир Путин уже высказывался на эту тему.
Он считает, что силовые структуры и правоохранительные органы должны уделить особое внимание нейтрализации криминальных синдикатов, которые носят трансграничный характер и действуют совместно с зарубежными спецслужбами, экстремистскими структурами. Об этом он заявил на коллегии МВД в 2024 году.
«Такие криминальные сообщества завязаны на торговле людьми, незаконном обороте оружия, финансовых и киберпреступлениях, наркотрафике», — сказал президент. Он потребовал от силовых структур не допустить легализации диверсантов в новых российских регионах, где идет или завершилась СВО.
В сложнейшей обстановке, когда продолжаются боевые действия, уже более 3 млн 200 тысяч жителей Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей получили паспорта граждан Российской Федерации. Но среди них, понятное дело, могут оказаться и криминальные элементы.
«СП»: Украина давно уже перестала быть субъектом международного права, как и ее просроченный президент. Как это отразилось на криминогенной обстановке в этой стране, связях режима с международными террористическими организациями?
— Украина с ее коррупцией и беззаконием — прекрасная среда для международных преступных сообществ и террористов с Ближнего Востока и Латинской Америки. Среди захваченных нашими воинами пленных боевиков немало представителей этих регионов. И дело тут не только в больших гонорарах за убийство наших граждан.
В последние десятилетия в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) наблюдается радикальное увеличение и усиление целого ряда преступных организаций — различных банд и картелей.
В их числе мексиканские картель Синалоа и картель Нового поколения Халиско, транснациональные преступные организации, такие как бразильская Первая столичная команда и сальвадорская Мара Сальватруча, венесуэльская мегабанда Трен де Арагуа и многие другие.
Крупнейшие преступные организации достигли невиданного ранее уровня развития, получая огромные ресурсы за счёт наркоторговли, продажи оружия, контроля проституции, рэкета, нелегальной добычи полезных ископаемых и многих других форм преступного бизнеса.
Более того, преступные структуры объединяются в транснациональные криминальные сети, которые проникают в самые разные уголки мира. В эти сети встраиваются преступные сообщества из разных регионов — от Северной Америки до Африки и Океании.
Полученные нелегальные доходы позволяют бандам, картелям и мафиям расширять свою незаконную и подрывную деятельность, дестабилизируя государства и их общества. Речь не просто об их количественном увеличении, но и об организационном усложнении, способности к всё более изощренным преступным операциям и, наконец, политизации.
Суть политизации преступных организаций с корыстной, т.е. криминально-экономической, мотивацией состоит в том, что эти негосударственные насильственные акторы вследствие своей эволюции и деятельности оказываются в состоянии наносить такой вред государствам, как если бы они ставили перед собой политические цели. На Украине, повторю, сейчас создана прекрасная питательная почва для их прорастания и процветания.
«СП»: Но традиционно считается, что угрозу самому государству, его национальной безопасности в целом, представляют только политически мотивированные преступные организации, к которым относят террористов или повстанцев…
— Их ещё называют инсургентами. В таком случае ключевым квалифицирующим признаком преступных организаций выступает мотив.
Если мотив политический (идеологический, религиозный), тогда считают, что речь идёт о повстанцах или террористах. Если корыстный — значит, речь идёт о бандах, картелях, мафиях.
Однако данный подход постепенно устаревает по двум причинам. Первая — террористы всё чаще коммерциализируются, используя тактику организованной преступности в оперативных целях. Вторая — организованная преступность всё чаще использует террористическую тактику в оперативных целях. Порой одно от другого становится неотличимо.
Получается, для достижения своих криминально-экономических целей криминал и террористы должны достигать де-факто политических целей.
Думаю, именно с этими проявлениями могут столкнуться наши спецслужбы на ряде освобожденных территорий. И хотя большая часть населения, безусловно, на нашей стороне, она сильно запугана, далеко не всегда может заявить о своей гражданской позиции. На это потребуется время.
«СП»: Получается, Россия для международных террористов и западного криминала — как кость в горле?
— Несмотря на то, что Россия географически находится далеко от стран той же Латинской Америки, действующие там банды и картели представляют угрозу для её национальной безопасности. Напомню, что Андский регион, куда входят Колумбия, Перу и Боливия, является одним из двух ключевых планетарных центров наркопроизводства, прежде всего гидрохлорида кокаина.
Наша страна рассматривается транснациональной преступностью как логистический хаб, через который наркотики отправляются в страны Европейского Союза. Не забывайте и про Афганистан с его традиционным производством наркотиков, который находится еще ближе к нашим южным границам.
Чтобы понимать масштаб всего этого криминального бизнеса, достаточно привести пример, когда в ходе только одной операции в Москве в декабре 2023 года ФСБ изъяла 673 кг кокаина латиноамериканского происхождения стоимостью 2,5 млрд рублей.
Таких случаев немало. А ведь на прибыль, вырученную от продажи наркотиков, могут финансироваться исламистские террористические сети, связанные с разведками враждебных государств. Указанные субъекты ведут различную подрывную деятельность внутри России, от совершения террористических актов до вербовки людей, которые затем осуществляют диверсии.
Более того, как известно, Служба Безопасности Украины — это фактически террористическая организация. Все последние теракты, вплоть до расстрела людей в «Крокус Сити Холл», убийства генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника — ее рук дело.
СБУ намеренно распространяет среди российской молодёжи наркотики, особенно среди несовершеннолетних. Всё это можно и нужно рассматривать как составляющие тотальной гибридной войны нового типа, которую ведёт коллективный Запад против России.
Ещё одной угрозой для России, о которой сообщила Служба внешней разведки, являются попытки американских ЧВК под руководством Управления по борьбе с наркотиками и ФБР готовить колумбийцев, мексиканцев, представителей криминала из других стран, отбывающих сроки в тюрьмах США, для участия в боевых действиях против России на стороне киевского террористического режима.
Примечательно, что в последние месяцы всё чаще появляется информация о ликвидированных в зоне СВО наёмниках из Колумбии. Не исключено, что кто-то из них мог иметь отношение к латиноамериканским преступным организациям. Таким образом, несмотря на географическую отдалённость ЛАКБ, Россия также находится в поле зрения латиноамериканских преступных организаций.
«СП»: Какие меры противодействия, на ваш взгляд, необходимы?
— Особую опасность представляет сращивание традиционной уголовной преступности, террористических сетей и спецслужб враждебных государств. Первые предоставляют средства, вторые исполнителей, а третьи являются главными и теневыми организаторами террористических атак, направленных на дестабилизацию нашей Родины.
Именно поэтому необходимо непрерывное совершенствование средств и методов противодействия этой фундаментальной угрозе национальной безопасности России. Особое внимание следует уделять разведке,
Только так можно снизить риски, связанные с объединением уголовной преступности, экстремизма (особенно ваххабизма) в форме террористических сетей и подрывной деятельности иностранных спецслужб.
Особое внимание следует уделить радикальному ужесточению миграционной политики России, поскольку именно в мигрантской среде враждебным внешним силам легче всего найти исполнителей терактов. Но самое главное — нам нужна победа на поле боя, которая, как показывают последние события на фронте, обязательно будет за нами.