47-й президент США Дональд Трамп принял присягу и официально вступил в должность. Что принесут миру эти 4 года, пока главой Белого Дома будет Дональд Трамп? Как сложатся его отношения с Россией? Что станет приоритетом в американской внутренней и внешней политике?
Речь, которую Дональд Трамп произнес во время своей инаугурации, оставляет много вопросов. Так, новый глава Белого дома даже не упомянул вопросы стратегической стабильности и контроля над вооружениями, не коснулся проблем коллективной безопасности. Ни слова не было сказано про украинский конфликт и Россию.
В то же время Дональд Трамп акцентировал внимание на том, что США намерены усиливать свою военную мощь с целью прекращения вооруженных конфликтов.
Новый президент США решил сосредоточиться на своей новой политике, которая, по его словам, позволит Соединенным Штатам стать силой, способной «прекратить все войны» и обеспечить единство в мире.
Также в своей инаугурационной речи президент США объявил о начале «золотого века» Америки и пообещал прекратить «политизацию Минюста». Трамп также пообещал вернуть свободу слова в США, объявил о намерении вернуть контроль над Панамским каналом и заявил о введении режима ЧС на южной границе США.
На самой церемонии инаугурации было не много государственных деятелей. Зато были трое богатейших людей планеты: Илон Маск, Марк Цукерберг и Джефф Безос. И это должно было продемонстрировать всем: приоритет США — крупный капитал, политика вторична.
Не был приглашен и президент Украины Зеленский. Приглашение не получила даже глава ЕС Урсула фон дер Ляйден. На предыдущих инаугурациях президента США Россию обычно представлял наш посол, но сейчас российских представителей вообще не было. Зато присутствовал бывший президент Байден и претендент на пост президента Камала Харрис.
Из представителей других государств были вице-президент Китайской Народной Республики (КНР) Хань Чжэн, присутствовал друг Трампа, британский политик Найджел Пол Фарадж, министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар. Посетили церемонию и президент Эквадора Даниэль Нобоа и его супруга Лавиния Вальбонеси, главный исполнительный директор Apple Тим Кук и другие.
Столь камерный характер инаугурации американского президента — это традиция или личное пожелание Трампа? С таким вопросом «СП» обратилась к главному научному сотруднику Института США и Канады, доктору экономических наук, политологу-американисту Владимиру Васильеву.
— Инаугурация американского президента — это сугубо внутреннее мероприятие. Никого, за исключением иностранных послов, туда обычно не приглашают. Но в данном случае мы увидели представителей иностранных государств.
И у меня возникает вопрос: почему это произошло? Ведь Трамп выступает за деглобализацию, он хочет строить панамериканский мир. Все это говорит о том, что политика США будет противоречивой.
«СП»: На что вы обратили внимание в инаугурационной речи Трампа?
— На то, что он дистанцировался от украинского конфликта, а также на то, что США будут отстаивать свою главенствующую роль в мире. Трамп позиционирует себя как мировой лидер, который собирается наводить глобальный порядок.
«СП»: Все лидеры государств поздравляют Трампа по-разному, но вот с президентом КНР Си Цзиньпином избранный президент США Дональд Трамп уже поговорили по телефону. Аналогичного разговора с Владимиром Путиным пока не состоялось. С чем это связано?
— Это естественно: США собираются вбить клин в отношения между Китаем и Россией и тем самым ослабить обе наши страны. По протоколу Трамп должен позвонить Путину первым, но пока сведений о таком звонке нет.
Думаю, Трамп попытается задействовать Си Цзиньпина как фактор давления на Россию в украинском конфликте, чтобы принудить Россию сесть за стол переговоров и согласиться на выдвинутые США условия.
«СП»: Что вы можете назвать среди первоочередных мер, которые предпримет Дональд Трамп?
— Первым делом Трамп начнет массовые депортации мигрантов. Это произойдет буквально через сутки после принятия присяги. Причем начнет он, судя по всему, со штата Калифорния, — родины его оппонента на выборах Камалы Харрис.
«СП»: За считанные дни до инаугурации появляется все больше признаков того, что новый президент США собирается устанавливать «мир через силу» на Украине. Вот кандидат в министры финансов Скотт Бессент на слушаниях в Сенате заявил, что поддерживает усиление санкций против российской нефтяной промышленности, чтобы положить конец украинскому конфликту и заставить российскую сторону сесть за стол переговоров. Вы думаете, санкции против российских нефтяных компаний усилятся?
— Не думаю. Санкций против России принято уже достаточно. Но вот в отношении других стран Трамп намеревается применить санкции.
Он планирует ввести тарифы в торговле, например, с Мексикой, Канадой, Китаем. Он считает, что товаров этих стран более чем достаточно на американском рынке, надо продвигать собственные товары.
«СП»: Трамп обещал урегулировать украинский конфликт еще до инаугурации, однако, этого не произошло. Будет ли сейчас Трамп заниматься украинской проблематикой?
— Нет. Трамп уже анонсировал, что для начала сконцентрируется на внутренних делах. Это решение миграционного вопроса, вопросы окружающей среды и энергетики, также Трамп не исключил выход США из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Ну и «кадровая чистка», разумеется. Это будет отказ от равенства и инклюзивности при приеме на государственную службу.
При Байдене, например, на работе должно было быть представлено определенное число женщин, членов ЛГБТ, чернокожего населения, инвалидов и так далее. Трамп решил положить этому конец. Теперь при приеме на службу будет учитываться только квалификация и способности.
«СП»: Сейчас Трамп инициировал возобновление работы комиссии по выяснению обстоятельств гибели Джона Кеннеди. Не кажется ли вам, что он предвидит аналогичный драматичный финал и для своего президентства?
— Не исключаю такой вариант, особенно учитывая число покушений на него. Думаю, у Трампа достаточно врагов, чтобы опасаться за свою жизнь. И главный среди них — «глубинное государство», с которым он собирается бороться.
Первый подписанный Трампом указ — отмена сразу 78 «вредоносных» исполнительных указов и меморандумов предыдущего президента. 17 из них подписаны Джо Байденом в январе 2025 года.