Президент США Дональд Трамп объявил о планах оборудовать на военной базе в Гуантанамо центр для содержания нелегальных мигрантов. Подготовить объект для размещения 30 тыс. человек поручено министерствам обороны и внутренней безопасности.
«Большинство людей даже не знают об этом. У нас в Гуантанамо есть 30 000 коек для содержания самых опасных преступников-нелегалов, угрожающих американскому народу», — сказал американский лидер, выступая в Белом доме.
По словам Трампа, некоторые из этих мигрантов «настолько плохи», что их содержание нельзя доверять другим странам, «если мы не хотим их возвращения». «Так что мы пошлем их в Гуантанамо. Это место, откуда трудно выбраться», — добавил президент.
Также Трамп подписал одобренный ранее Конгрессом законопроект, получивший название по имени американской студентки Лейкен Райли. Девушка была убита в феврале 2024 г. в штате Джорджия нелегальным мигрантом из Венесуэлы, уличенным ранее в краже.
Закон позволяет задерживать, заключать под стражу и депортировать иностранцев-нелегалов, обвиняемых в определенных преступлениях, без необходимости доказывать их вину в суде.
Объектом на Кубе будет управлять Агентство по иммиграции и таможенному контролю, сообщил Том Хоман, глава иммиграционной службы в новой администрации Трампа, отвечающий за безопасность границ. По его словам, на базе уже существует центр для мигрантов, и планируется просто расширить его возможности.
Министр внутренней безопасности Кристи Ноэм, в свою очередь заявила, что администрация уже работает с Конгрессом над вопросом финансирования проекта. При этом отметила, что под арестом в Гуантанамо могут оказаться «худшие их худших».
Шеф Пентагона Пит Хегсет в интервью Fox News, на котором он сам несколько лет был ведущим, назвал Гуантанамо «идеальным местом для безопасного содержания мигрантов» на время оформления документов о депортации. Он также предложил переоборудовать поле для гольфа на военной базе, что позволит разместить на ней 6000 нелегалов, которых будут отправлять туда по распоряжению Трампа.
Анонсированные американским президентом планы по использованию Гуантанамо для содержания мигрантов уже вызвали резкую реакцию кубинского руководства. Президент Кубы Мигель Диас-Канель назвал их «актом жестокости». А министр иностранных дел Бруно Родригес заявил, что решение 47-го президента США демонстрирует «презрение к человеческим условиям и международному праву». Он подчеркнул, что Гуантанамо — это территория Кубы, которую США незаконно оккупировали для создания центров пыток.
На самом деле сценарий с Гуантанамо — лишь часть более широкой стратегии Трампа и его администрации по ужесточению миграционной политики. Вопрос только, насколько сработает этот план. Потому что у Великобритании как-то не очень получилось с перемещением нелегалов в Руанду, хотя даже Карл III эти меры одобрил…
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога-международника, доцента кафедры политической теории МГИМО Ивана Лошкарева:
— Надо сказать, что объект для содержания незаконных мигрантов в Гуантанамо уже есть. Он был введен в строй еще при предыдущей администрации, и несколько сотен нелегалов там уже содержалось.
Другое дело, что на несколько десятков тысяч придется, наверное, строить новый объект, который, скорей всего, будет располагаться где-то рядом с тюремными помещениями. И, возможно, частично их заменит.
Но в целом, мне кажется, это все равно не решит глобальную проблему, потому что депортировать планируется несколько миллионов человек. На этом фоне 30 тысяч — очень скромная цифра. Она не решает, скажем так, даже начально проблем с бандами, организованной преступностью
В то же время Трампу сейчас, по большому счету, главное — показать, что он решительно настроен на борьбу с этим злом и что у него есть стратегия. Что, несмотря на сопротивление Мексики, есть какие-то варианты. И, надо сказать, у Трампа это получается.
Те рейды, которые на неделе сотрудники Службы таможенного и пограничного контроля провели в Чикаго и Нью-Йорке, в общем-то в глазах американских обывателей смотрятся достаточно убедительно.
«СП»: Во всяком случае, Колумбию, которая поначалу отказалась принимать самолеты с нелегалами, Трап сумел дожать…
— Причем, напомню, сопротивление он сломил в течение суток. Поэтому здесь будет логика расширения возможных вариантов, куда можно этих незваных гостей отправить: Колумбия, Гуантанамо, может быть, Сальвадор или другие какие-то центральноамериканские страны.
На самом деле варианты существуют. Думаю, постепенно он будет дожимать и Мексику за счет вопроса пересмотра соглашения USMCA о свободной торговле и возможных льгот, который Мексика может получить.
«СП»: Что на такое попрание демократических ценностей скажут в Брюсселе?
— Скорей всего, промолчат. Просто потому, что ничего сказать не могут. А если скажут, то им будет только хуже.
Когда 47-й президент США снова поднял тему контроля над Гренландией, в медийном поле широко разошлось внутреннее заявление премьер-министра Дании Метте Фредериксен о том, что в этой ситуации лучше молчать, не привлекая внимание Трампа, и ждать, что он отвлечется на что-то другое.
Думаю, что и здесь европейцы будут действовать в таком же ключе. Опять же, говорить о международном праве в данном случае сложно, потому что США не во всех конвенциях по защите прав трудовых мигрантов состоят. То есть в Международной организации труда и Международной организации по миграции более десятка конвенций, но далеко не везде Соединенные Штаты присутствуют. Формально они могут ничего не нарушать, поскольку не присоединились к этим документам.
«СП»: А мнение кубинского руководства, которое осудило решение Трампа, назвав его план «актом жестокости», будет играть какую-то роль?
— Это мнение будет очень широко распространено в Южной Америке, и в какой-то среднесрочной перспективе, несомненно, поспособствует росту антиамериканизма. Но политически, как мне кажется, к нему никто не присоединится, опасаясь того, что случилось с Колумбией.
К тому же, юрисдикция Кубы на территории базы Гуантанамо носит формальный характер. И каких-то изменений в этом плане с учетом взаимоотношений Гаваны и Вашингтона ожидать просто не стоит.
Официально Куба находится под санкциями и рассматривается Соединенными Штатами как государство исключительно враждебное. Поэтому повторюсь: политических условий для восстановления в полной мере юрисдикции Гаваны над территорией Гуантанамо сейчас нет.
Справка «СП»
Военно-морскую базу Гуантанамо США арендовали у Кубы в 1903 году. По площади она является крупнейшей американской базой на иностранной территории. Здесь расположены две взлётно-посадочные полосы, способные принимать все типы летательных аппаратов.
А также более 1500 служебных и жилых объектов, механизированный порт, судоремонтные мастерские, имеется плавучий док, склады продовольствия, боеприпасов, горюче-смазочных материалов. Базу регулярно посещают боевые корабли ВМС США.
Скандальную известность Гуантанамо получила в 2002 г., когда на её территории была создана тюрьма для «подозреваемых в террористической деятельности против США и союзников».
Её открыл президент Джордж Буш-младший после терактов 11 сентября 2001 года. Учреждение стало мишенью для критики со стороны правозащитников за содержание заключенных без суда и следствия, а также применяемые к узникам пытки. Всего через тюрьму прошли около 800 человек из 42 стран в возрасте от 15 до 62 лет.
Экс-президент США Барак Обама обещал закрыть тюрьму в Гуантанамо еще в 2007-м, впервые баллотируясь в президенты, однако не смог этого сделать за два срока в Белом доме.
О стремлении ликвидировать узилище заявляла и администрация Джо Байдена, но тюрьма остается действующей. В начале января Пентагон сообщил, что там остаются 15 человек.