![](/p/persons/4430/s-4430.jpg)
В Польше набирает обороты противостояние правящей либеральной коалиции и оппозиционной партии «Право и справедливость» (ПиС) — председатель Конституционного суда (КС) страны Богдан Свенчковский обвинил премьера Дональда Туска в попытке государственного переворота и сообщил, что замгенпрокурора инициировал уголовное расследование.
Свенчковский заявил, что глава польского правительства, близкие ему политики и чиновники действуют «в составе организованной преступной группы… с целью изменения конституционной системы Польши».
«Мы говорим здесь о государственном перевороте. Я просил, чтобы расследование дела было инициировано и проведено законно назначенным заместителем генерального прокурора Михаилом Островским», — цитирует телеканал Telewizja Republika высказывание Свенчковского. По словам главы КС, премьер и его сторонники отказались от диалога, что усугубляет конституционный и политический кризис в Польше.
Стоит напомнить, что Свенчковского на пост председателя КС назначил еще в январе 2025-го президент Анджей Дуда, однако правительство во главе с Туском не признает его легитимность.
С этим связан конфликт вокруг должности национального прокурора. В начале 2025 года Дариуш Барский отказался ее покинуть, так как премьер Туск, назначивший на это место другого чиновника, должен был согласовать свое решение с формальным главой государства — Анджеем Дудой, чего сделано не было.
В то же время лидер ПиС Ярослав Качиньский заявил, что «с удовлетворением приветствует» инициативу спикера КС, а подозрение на совершение госпереворота назвал обоснованным.
Дональд Туск отреагировал на эту информацию ироничным постом в соцсети. Он разместил видео, на котором играет с кем-то в пинг-понг. Закадровый голос сообщает ему о выдвинутом обвинении.
Премьер спокойно отвечает: «Спокойствие. Мы тут заняты серьезным делом. А этим займемся позднее». И рассмеявшись, продолжает игру.
Текущая ситуация — отражение давнего конфликта между командами Туска и Качиньского-Дуды, говорит доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Вадим Трухачев.
— В данном случае прокурор Барский относится ко второй команде, и, естественно, сторонникам Туска он мешает.
«СП»: На чьей стороне в этом конфликте ЕС?
— Евросоюз здесь находится на стороне Туска. Команду «Права и справедливости» там хотели наказать за нарушение принципа разделения властей, когда польские суды подчинили Минюсту. Придя к власти, Туск откатил это назад. И этот «откат назад» продолжается.
«СП»: Как происходящее может отразиться на польской политике? Способна ли такая ситуация вызвать острый кризис?
— В Польше скоро грядут президентские выборы, и две команды уже начали борьбу. Отсюда резкие выражения, взаимные обвинения и политическое позёрство.
Нет никакого кризиса — есть выборы, и параллельное нахождение у власти враждующих друг с другом президента и премьера.
Политолог, доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин отметил, что оппозиционный заместитель генпрокурора «подобрал» довольно солидную компанию для открытия дела.
— Дональд Туск там далеко не один фигурант. Кроме него обозначены спикеры обеих палат парламента, сейма и сената, некоторые ведущие депутаты правящей коалиции, ряд министров, ряд судей, а также другие важные государственные чиновники. Затеяно масштабное расследование, или масштабный процесс, так его еще можно назвать, поскольку расследование здесь довольно специфическое и являющееся элементом политической борьбы.
Здесь следует понимать, что отношения между «Правом и справедливостью» и «Гражданской платформой», двумя противоборствующими партиями, очень жесткие — я бы даже сказал, непримиримые.
«СП»: По накалу страстей это заметно…
— Когда Туск пришел к власти, он начал кампанию против ведущих политиков от партии Качиньского, поскольку победители считали, что за годы пребывания у власти ПиС было совершено множество грубых ошибок. Кроме того, все это время подавлялась оппозиция, а сам Туск со своими сторонниками подвергался травле. В общем, в этом есть элемент межпартийных разборок.
Кроме того, многие чиновники в прокуратуре, судах остались назначенцами предыдущей власти. Надо сказать, в период правления ПиС судей назначали зачастую вопреки конституционным и прочим правовым положениям.
По идее, суд не должен быть подотчетен исполнительной власти, а вот в период правления ПиС сделали так, что Минюст стал определять, кого назначать судьями, а кого не назначать. В результате они провели своих однопартийцев во многие властные институты — в первую очередь в прокуратуру и суды.
Теперь, получается, оппозиция пытается свести счеты с правящей коалицией путем инициирования большого такого публичного политического процесса.
В польскую прессу просачиваются отдельные фрагменты 60-страничного дела о подозрении на государственный переворот.
Там много различных моментов, включая вопросы миграционной политики, управления страной, соблюдения прав человека и другое.
«СП»: В настоящее время в польской прессе можно встретить противоположные заявления не только от политиков, но и представителей правоохранительных структур. Они не опасаются, что этот конфликт подорвет авторитет блюстителей закона?
— Безусловно, это крайне негативный момент. Причем триггером обострения противостояния как раз послужила сложившаяся конфликтная ситуация в прокуратуре, когда предыдущий прокурор, назначенный еще в период Качиньского, отказался покинуть пост.
Конечно, когда в руководстве прокуратуры царит такая неразбериха, естественно, это сказывается на эффективности работы органа.
Работники подчас находятся в таком «замороженном» состоянии, не зная, что им делать, как поступать, когда начальство занято не каждодневной работой, а политическими баталиями. Это точно отражается на эффективности работы прокуратуры, об остальном пока судить сложно.