![](/p/persons/4430/s-4430.jpg)
«Вашингтон и Брюссель пробуют давить даже на наших ближайших союзников — Абхазию и Южную Осетию. У нас принципиально иная логика и задачи в регионе», — заявил в интервью РИА «Новости» замглавы МИД РФ Михаил Галузин.
В принципе, в этом нет ничего удивительного: США и ЕС везде стараются работать против России, особенно в странах, являющихся ее союзниками. Но тут есть одно «но»! Абхазию и Южную Осетию они не признают в качестве независимых государств, а значит, инструментарий для работы там у них гораздо уже, чем в Грузии. К тому же у Сухума и Цхинвала в условиях ограниченной признанности по определению нет альтернативы, на кого ориентироваться.
Впрочем, статус не помеха для работы в регионе американских НПО.
Осенью прошлого года RT провел анализ портала раскрытия расходов правительства США, выяснив, что Государственный департамент финансировал целый ряд некоммерческих организаций, осуществлявших деятельность на территории Абхазии.
В частности, речь о проектах известной американской НПО World Vision Inc. Также осуществлялись программы по линии ООН.
Еще больше вопросов возникает к Турции, которая также не признает Абхазию, но ее НПО активно работают в республике, кроме того, в Абхазии работает и турецкий бизнес. Анкара также имеет рычаги влияния на Сухум через многочисленную абхазскую диаспору, проживающую в Турции еще со времен Кавказской войны, для представителей которой облегчено получение гражданства, возможности покупать жилье, вести бизнес.
В последнее время, в преддверии предстоящих уже 15 февраля президентских выборов, в Абхазии много говорится о турецком влиянии (где даже будет открыт официальный участок для голосования), о попытках Анкары «посадить своего президента». Многие эксперты обращали внимание на «турецкий след» в очередном перевороте прошлой осенью.
Понятно, что непризнанность не позволяет странам коллективного Запада превратить Абхазию в новую Украину. Но все же России стоило бы обратить внимание на деятельность наших бывших «партнеров». Тем более, в республике находится 7-я российская военная база. А что произошло с нашими военными базами в Сирии, мы хорошо видим.
— Давление на южнокавказские республики происходит перманентно, и цели всегда одни и те же — создание проблем геополитическому сопернику, России, чужими руками, — уверен главный редактор ИА «Кавказский рубеж» Алексей Албу.
— Оно выражается в принуждении принятия политических решений, которые должны привести к конфронтации с Российской Федерацией.
Такие решения не свойственны абхазам и осетинам, потому что крепка историческая память и дружба между нашими народами, но империалисты пытаются «исправить ситуацию», рассорить наши страны.
Для этого есть множество механизмов, используя так называемую мягкую силу, в результате чего под контролем вражеских структур оказываются медиа, общественные организации, да и политики. Эти контролируемые субъекты политического процесса оказывают давление на исполнительную, законодательную и судебную ветви власти
В результате, США и ЕС добиваются принятия решений, которые не были бы приняты без их вмешательства.
Запад готов выделять деньги на всё, лишь бы получить на выходе лояльных граждан. Финансируются программы по формированию гражданского общества, повышения медиаграмотности,
«СП»: Каковы цели США и ЕС в этих республиках?
— Главная цель — чужими руками создать проблемы основному геополитическому сопернику. Люди, живущие южнее Кавказского хребта, не представляют никаких интересов для «белых господ».
Поэтому их пытаются использовать как расходный материал. Это хорошо видно на примере Грузии, где в результате государственного переворота к власти пришли ярые русофобы, которые через несколько лет, в 2008 году, развязали войну. Обнадеживает то, что, имея такой пример, да и пример Украины, жители Закавказья относятся к западным «друзьям» с известной долей скептицизма.
«СП»: Особенно много вопросов вызывает деятельность Турции в Абхазии. Тут и НПО, и активная работа бизнеса. Чего добивается Анкара, которая, похоже, признавать Абхазию тоже не собирается?
— Анкара стремится к восстановлению былого доминирования в регионе, которое было утрачено во времена Османской империи. Они преследуют как экономические цели, так и геополитические, ведь влияние на Абхазию или любую другую страну региона они запросто могут «разменять» на что-то более интересное, например, уступки в Сирии, Ливии, Средней Азии, где у них есть свои интересы.
«СП»: Что Россия делает в ответ? Какие вообще есть способы противостоять?
— Россия в ответ выстраивает полноценные связи с братскими народами, даёт паспорта тем, кого не хочет признавать ни Запад, ни Турция, оказывает помощь экономического характера, вкладывает средства в развитие региона, а не в лояльность отдельных политиков, как это делают «западные партнёры».
«СП»: Насколько, по-вашему, влияние стран НАТО может проявиться на предстоящих выборах в Абхазии?
— К нам периодически поступает информация о попытках вмешательства в избирательный процесс в Абхазии, например, с помощью финансирования местных СМИ, противостоящих кандидату, с которым предпочитает выстраивать отношения Москва.
Или с помощью лояльных Турции политиков, связанных с организацией «Каффед». Самое опасное в этом процессе то, что местным жителям это преподносится как помощь и поддержка. Однако, все мы видели и на примере Украины, и на примере Грузии, и Молдавии, чем данная поддержка в итоге оборачивается.
— Давление на союзников России может осуществляться Западом или посредством запретов на торговые сделки с международными финансовыми структурами или запугиванием, — считает доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Ключевое слово в комментарии российского МИД — «пытаются», поскольку ни то, ни другое полноценным рычагом воздействия на находящихся в орбите России государств быть не может. Вероятно, высшее чиновничество Абхазии и Южной Осетии регулярно сталкивается с чем-то подобным, что дало почву для высказываний российских дипломатов. Закрытие счетов, невозможность получить визу, проблемы с безопасностью перемещающихся по миру родственников и более мелкие пакости — обычная мера в арсенале западных стран против находящихся по ту сторону мира представителей.
Что именно послужило поводом для заявления — неизвестно. Вполне возможно, что завершившееся противостояние России и Абхазии по поводу инвестиционного соглашения стало основой для утверждения о предпочтении добрососедских способов. Дескать, мы за мирное решение споров, не в пример разжигателю войн и революций Западу.
Как именно Россия будет перезапускать инвестиционное соглашение пока неизвестно, но заместитель председателя правительства России дал на этот счет утвердительные комментарии. Гражданам России остается надеяться, что миролюбие Родины принесет долгосрочные благие плоды.
— У США и ЕС имеются в Абхазии ряд, проектов, осуществляемых по линии неправительственных организаций, — отмечает экс-боец ЛНР Александр Аверин.
— Не нужно думать, что ставшее притчей во языцех USАID — единственная подобная структура.
У наших противников цели простые — дестабилизировать ситуацию в Абхазии и уменьшить влияние России. Вряд ли Вашингтон и Брюссель рассчитывают вернуть Сухум под контроль Тбилиси — не те у них сейчас отношения с Грузией. Скорей, они захотят скоординироваться по этому вопросу с Турцией и усилить её влияние в регионе.
А России нужно, прежде всего, самой взять на вооружение эффективные западные методики — непосредственную работу с бизнесом и обществом, а не концентрироваться на элитах.