![](/p/persons/283/s-283.jpg)
США очень признательны российскому президенту Владимиру Путину за освобождение осужденного за попытку ввоза наркотиков в РФ американского гражданина Марка Фогеля из заключения, заявил президент США Дональд Трамп.
«Я думаю, это могло бы стать очень важным элементом, вы могли бы сыграть в этом большую роль, потому что это могло бы стать очень важной частью прекращения войны c Украиной», — сказал он.
На вопрос, поменялось ли его отношение к Путину, Трамп ответил: «Я не хочу вдаваться в подробности». Он добавил, что возвращения американца очень хотела его семья и страна, и это было сделано. У него также поинтересовались, каковы были условия возвращения гражданина США.
Трамп не уточнил детали и назвал сделку «очень честной, очень справедливой». «Я думаю, что это приведет к успеху, и завтра кто-то еще будет освобожден, о ком вы узнаете», — добавил президент.
Отметим, что это освобождение стало единственным публичным итогом визита спецпредставителя Трампа по Ближнему Востоку Стивена Утикоффа в Москву. Визит этот происходил в атмосфере тайны. Ранее пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отрицательно ответил на вопрос, планируются ли контакты России и США по Украине в связи со слухами о прилете самолета посланника президента США.
Как это понимать? Причем тут Уиткофф? Или освобождение Фогеля только предлог, а истинная цель визита в обсуждении ближневосточных дел, которым Трамп уделяет первоочередное внимание в своей внешней политике?
— Думаю, не стоит связывать визит Стивена Уиткоффа в Москву с ближневосточными делами, — говорит редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— В данном случае он выступал просто как личное доверенное лицо Дональда Трампа. Американский президент раздал столько обещаний за последние месяцы, что ему нужно демонстрировать хоть какие-то результаты. Помилование гражданина США Марка Фогеля как раз дает такую возможность. Со стороны Кремля это безусловно аванс Трампу и показатель готовности иметь дело с ним.
Но, в отличие от многочисленных отечественных поклонников Дональда Фредовича, особых иллюзий по украинскому вопросу я бы не питал. Достаточно взглянуть на заявления спецпредставителя по Украине Кита Келлога, который говорит о необходимости «оказать давление» на Россию. Или на настойчивые требования новой администрации к Европе тратить больше на оборону и закупать больше оружия, в том числе для Киева, в самих Штатах.
Так что столь широко разрекламированные «скорые переговоры» могут как минимум затянуться надолго. К примеру, во время Корейской войны они начались летом 1951 года, а боевые действия при этом продолжались еще два года. Как минимум в этом заинтересован Владимир Зеленский, которому нужно военное положение, чтобы усидеть в своем кресле. В ЕС значительная часть элит тоже настроена на войну до последнего украинца… Так что лавры миротворца Трампу примерять рано.
— Дональд Трамп в связи с освобождением Марка Фогеля заявил, что это была «очень справедливая, очень разумная» сделка, не похожая на все предыдущие, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— В принципе, это высказывание может быть и просто очередной отсылкой к любимому тезису Трампа о его умении заключать «хорошие сделки», который он использовал еще в ходе президентской гонки 2016 года.
Характерно, что советник президента США по нацбезопасности Майкл Уолтц в своем сообщении в соцсетях отмечал, что Трамп и его команда «договорились об обмене», но об ответных шагах Вашингтона в рамках этого соглашения подробностей не сообщалось.
Возможно, обе стороны договорились, что ответное освобождение кого-либо из значимых для России заключенных из американской тюрьмы последует после паузы — чтобы у Трампа была возможность собрать побольше политических очков на этом сюжете и сыграть на контрасте с обменом заключенными в августе 2024 года при Джозефе Байдене, когда компромисс с Москвой по этому вопросу был более явным.
При этом нельзя полностью исключать, что освобождение Фогеля не предполагало аналогичного жеста со стороны США.
«СП»: Почему все это делалось тайно? Кремль до конца отрицал сам факт визита Уиткоффа…
— Распространенная практика, когда такие переговоры проходят в большей степени непублично. Тем более, между государствами, отношения которых остаются весьма прохладными.
«СП»: Трамп назвал освобождение Фогеля частью завершения конфликта на Украине. В чем связь?
— Вероятно, он имел ввиду, что такое освобождение — шаг к активизации дальнейшего диалога с Москвой.
Но стоит учитывать, что действующий президент США очень плотно работает с информационной повесткой, и такой инфоповод, как освобождение Фогеля, важен для него и сам по себе, поскольку в ходе президентской гонки он задал очень высокий уровень ожиданий по поводу результативности переговоров с Москвой. Пока рано говорить, что освобождение Фогеля автоматически гарантирует высокий темп дальнейших переговоров.
«СП»: Визит Уиткоффа связывали с возможным предложением Москве повлиять на Иран. Или Уиткофф просто за Фогелем приезжал?
— Функционал Уиткоффа в рамках его задач в регионе Большого Ближнего Востока мог быть задействован и потому, что к переговорам с Москвой, при определенных сценариях, могут быть подключены Саудовская Аравия и Катар. По крайней мере, The New York Times со ссылкой на свои источники утверждал, что с представителями этих государств Уиткофф также обсуждал украинский кризис.
«СП»: Кстати, может ли Трамп попытаться связать украинский и иранский вопрос? Он в последние дни демонстрирует, что БВ — для него важнейшее направление. Какой он видит там роль России? К слову, Уиткоффа ранее прочили в спецпредставители Трампа по Украине вместо Кита Келлога. Тоже совпадение?
— Возможно, представители США и пытались осторожно выяснить готовность Москвы к совместным шагам по Ирану. Но стоит учесть, что, обращаясь с прямыми предложениями «помочь решить вопросы с Ираном», США ослабляли бы собственные переговорные позиции с Москвой, показывая, что нуждаются в ее помощи больше, чем казалось до этого. Поэтому в иранском вопросе — выше вероятность, что США лишь очень осторожно прощупывали почву по поводу готовности Москвы к компромиссам, но не более.
Нельзя исключать, что Уиткофф на каком-то этапе де-факто возьмет на себя переговоры с Москвой, а Келлог — с Киевом и вовлеченными европейскими странами. Опять же, Трампу ничего не мешает еще неоднократно «перетасовать» реальное распределение ролей среди членов своей команды.