![](/p/persons/4430/s-4430.jpg)
Стратегия ЕС относительно российско-украинского конфликта меняется под влиянием США, Европа склоняется от обещаний непоколебимой поддержки к усилиям по давлению на Киев для возобновления переговоров, утверждает американское издание Politico.
В публикации утверждается, что изменения будут заметны на этой неделе во время Мюнхенской конференции по безопасности 14−16 февраля. Politico прогнозирует, что нынешний форум будет разительно отличаться от встреч периода президентства Джо Байдена, который регулярно обещал помогать Киеву «столько, сколько потребуется».
Европейский чиновник из военной среды на условиях анонимности заверил Politico, что ЕС «возьмет на себя инициативу, если американцы этого не сделают».
То есть европейцы готовы любой ценой напроситься за стол переговоров? Зачем?
— Основная проблема в том, что в Европе, действительно, нет единого мнения по отношению к дальнейшему развитию ситуации на Украине, — уверен доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Бесконечные заявления со стороны отдельных европейских политиков о намерении и дальше поддерживать Украину мало что значат, по этой причине рассматривать ЕС в качестве полностью самостоятельного игрока в формирующейся конфигурации мирового порядка вряд ли целесообразно. Во многом, подобные обещания со стороны европейцев выглядят декоративными.
В то же время в Европе понимают, что участие Трампа в процессе урегулирования украинского конфликта без учёта мнения европейских политиков заметно ослабит позиции ЕС. Но понимает это и Трамп, и похоже, реализует сценарий, предусматривающий явно второстепенную роль ЕС в соответствующем процессе.
Одним словом, стремится за стол переговоров представители ЕС могут, но не факт, что за него попадут. А если и попадут, их участие, по всей вероятности, будет декоративным.
«СП»: Россия как-то заинтересована в участии стран Европы в мирных переговорах?
— У России есть своя цель в части урегулирования ситуации на Украине, и она всем известна. В строгом смысле, позиция лидеров ряда европейских государств является излишне политизированной. Хотя есть, конечно, и исключения в виде тех же Орбана и Фицо. Государства Глобального Юга могут быть приглашены к переговорам, но вряд ли это настолько оправдано — российская позиция предельно ясна, и безграничное увеличение сторон переговорного процесса вряд ли будет иметь позитивный эффект.
— Конечно, нет никаких оснований для того, чтобы всецело доверять информации издания Politico, которое уже давно себя дискредитировало, — считает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Тем не менее, это медиа улавливает некий тренд, согласно которому европейские государства уже сегодня несколько меняют свою стратегию по Украине. Действительно, они вынуждены это делать из-за того, что внутри Соединенных Штатов Америки произошли существенные внутренние передвижки в виде прихода к власти республиканца Дональда Трампа и изменения баланса сил в Конгрессе Соединенных Штатов Америки.
«СП»: Какие именно страны — издание не называет. А какие, по-вашему, если такое вообще имеет место быть?
— На мой взгляд, такие страны, как Великобритания, Германия и Франция, которые существенно вложились в раскрутку украинского кризиса, хотели бы быть среди тех, кто принимает решения по будущему относительно этой территории. Конечно, во многом это их хотелки, потому что определяющую позицию Запада будет выстраивать непосредственно Америка в лице ее президента Дональда Трампа, а не канцлер ФРГ, президент Франции или премьер-министр Британии.
Союзники Соединенных Штатов Америки просто не ровня для Вашингтона, чтобы сажать их за стол переговоров в качестве равноправных и равнозначных партнеров.
«СП»: Какой профит рассчитывают получить страны, без приглашения ломясь за стол переговоров?
— Не участвуя в переговорах, они рискуют совершенно не отбить те деньги, которые они вложили в раскрутку военного кризиса на Украине. Участие в переговорах дает им пусть призрачную, но все-таки надежду на то, что в будущем они смогут вернуть часть потраченных средств. Или даже распорядиться частью украинской собственности в долгую.
«СП»: Удастся ли кому напроситься? Кому?
— А вот это очень интересный вопрос. С одной стороны, Трамп может использовать европейские государства для переговорного процесса. Взамен он будет требовать, чтобы они брали на себя расходы по Украине. И тогда он, по крайней мере на словах, сделает из той же Франции, Германии и Британии равноправных партнеров в урегулировании украинского кризиса.
С другой же стороны, если европейцы уже будут уж слишком противиться сценарию Трампа — имею в виду переложение финансового бремени от США к Европе по Украине, то тогда Трамп будет разговаривать напрямую с Путиным и решать непосредственно с нашим президентом, как быть с этой Украиной.
«СП»: В последнее время мы увидели четкую конфигурацию: Британия и Франция — главные ястребы в противовес Трампу, Германия (пока Шольц у власти, во всяком случае) пытается лавировать, Венгрия, Словакия — миротворцы и за Трампа. А что остальные?
— Конфигурация внутри Европы будет меняться. Это очевидно. Во многом это связано и с текущими избирательными процессами внутри европейского континента. Насчет Британии еще не ясно, останется ли Стармер премьер-министром. Человек Дональда Трампа, миллиардер Илон Маск, делает все для того, чтобы уничтожить политическую репутацию британского премьера. Трампу, судя по всему, нужен другой британский премьер-министр.
В ФРГ на смену Шольцу может прийти еще больший ястреб, который попытается перехватить лидерство в Европейском Союзе по поводу Украины. Но это лидерство в последнее время претендует президент Макрон. С другой же стороны, новый канцлер ФРГ, не обременённый властью прошлого, может запросто лечь под Дональда Трампа, и тогда мы с вами будем говорить о новой политической реальности, сложившейся на территории Европейского Союза и в целом Европейского континента.
Поэтому, я думаю, что в 2025 году политический облик Европы несколько поменяется, и эти изменения, безусловно, повлияют на развитие украинского кризиса.
«СП»: В прошлом месяце Зеленский выразил сомнение, что президент США Дональд Трамп будет прислушиваться к Европе и допустит ее до переговоров о прекращении конфликта. Так ли это?
— Если Дональд Трамп решит, что Европа будет выгодна в этих переговорах, то он будет пытаться продвигать идею того, что Европейский Союз и Великобритания должны участвовать в дискуссиях по поводу будущего Украины. Если, взвесив все «за» и «против», он придет к выводу, что европейцы будут мешать, то в таком случае их и спрашивать ни о чем не будут.
Трамп недавно заявил о том, что Украина может стать, а может и не стать частью России. Это свидетельство того, что хотя бы немного он начинает понимать, что тот вопрос, на который он замахнулся, намного сложнее, чем ему казалось еще несколько месяцев назад. Это его постепенный путь к политической трезвости по украинскому кейсу.
«СП»: Вы говорите, что одной из мотиваций для европейцев является желание отбить вложенные деньги. Они не боятся, что условием этого Трамп сделает перекладывание на их плечи расходов на Украину?
— Политика Трампа заключается в простом месседже: США никому ничего не должны, зато все-все должны Вашингтону. Нравится это или не нравится, но европейцам придется принять эту реальность. И исходя из принятия этой реальности, они будут считать. На первых порах они готовы к тому, чтобы нести финансовое бремя за Украину вместо американцев. Но для этого они хотели бы получить некие гарантии использования украинских ресурсов и собственности на долгие годы вперед, чтобы отбить эти деньги.
Просто так уйти они тоже не могут. Они же накачивали свое население мантрами о необходимости защиты демократии и противостояния России. Так просто сдать назад они не могут. Они не Дональд Трамп.