![](/p/persons/4430/s-4430.jpg)
В немецком Мюнхене открылась «фирменная» конференция. Площадка знаковая сама по себе, но в этом году особенно — это первый форум с момента вступления в должность президента США Дональда Трампа и проходит он сразу после его разговора с Владимиром Путиным, что, несомненно, спутало все карты многим.
Еще до открытия мероприятия начались «дурные знаки». За день до его начала в Мюнхене произошел теракт. 24-летний приезжий из Афганистана протаранил толпу прохожих. В результате инцидента пострадали по меньшей мере 30 человек. Местные власти полагают, что наезд был приурочен к форуму.
Не смог прибыть в положенное время в Мюнхен госсекретарь США Марко Рубио, ему пришлось экстренно вернулся в США из-за неисправности самолета.
Накануне с громким заявлением выступил главарь террористического режима Владимир Зеленский. Он рассказал журналистам, что заключить какой-либо мирный договор не получится.
Но Дональд Трамп успел анонсировать встречу России, США и Украины на Мюнхенской конференции. «Точно не уверен, кто именно будет присутствовать от каждой страны, но там будут высокопоставленные представители России, Украины и США».
Отметим, что Россия не участвует в Мюнхенской конференции с 2022 года, ей не направляли приглашение и нынче. Так что, скорее всего, это очередной «хайп» от эпатажного американского лидера. Впрочем, сам факт его разговора с Путиным накануне, несомненно, внесет существенные коррективы в повестку мероприятия. И если в итоге удастся достичь какого-то соглашения — как знать, возможно, изменится формат Мюнхенской конференции по безопасности, которая некогда считалась наиболее авторитетным тематическим форумом, но при Джо Байдене превратилась в «междусобойчик» НАТО.
— Да, мюнхенская конференция — знаковая площадка, на ней в свое время Владимир Путин пытался взывать к разуму Запада, но, как показало время, эта часть земного шара не восприимчива к чему-либо, кроме аргументов силы, — считает доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Недавний разговор двух «хозяев мира» подтолкнет к обсуждению новых условий завершения украинского конфликта, но пока этот вопрос находится в состоянии изменения характера дискуссии, и не стоит ждать принятия каких-то решений. Главное, что может произойти в дни конференции — коллективный Запад в лице своих представителей начнет по-новому рассуждать на этот счет, что создаст условия для завершения СВО в обозримом будущем. Европа готова к худшему в образе Дональда Трампа и, безусловно, будет идти навстречу его требованиям, стараясь сохранить НАТО. Все свои самые мрачные угрозы на этот счет американский президент в характерном для него стиле озвучил, теперь мяч на стороне европейцев — предложить ему встречные условия или остаться один на один с извечной напастью с востока в лице России.
Мы, конечно, еще услышим высказывания официальных представителей западных стран о необходимости не дать России победить, но это будет, скорее, сохранение собственного лица на фоне предыдущих воинственных заявлений. Общий тон встречи будут задавать разговоры о важности по-новому выстраивать отношения с Москвой и найти решение украинскому вопросу.
— Важные заявления на конференции делались, конечно, но не часто, — напоминает руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Не помню подобного со времен речи Владимира Путина на Мюнхенской конференции 10 февраля 2007 года. Вообще Запад придумал этот формат для того, чтобы постоянно напоминать о своем военном превосходстве, управлять международной безопасностью, модерировать ее. Встречи лидеров на полях конференции сами по себе некий признак миролюбивых отношений между государствами. И проведение подобного диалога, скажем так, «под крышей» Запада говорит о его лидерстве и поддерживает имидж главного донора международной безопасности. Директивы, как и любой подобный форум, Мюнхенская конференция не выдает, ее используют для того, чтобы продвинуть то или иное решение, заранее заготовленное.
«СП»: Нынешняя — первая после вступления в должность Трампа. По-вашему, сателлиты США и остальной мир заранее готовились к каким-то сюрпризам?
— Союзники ждут от США артикулированной позиции по украинскому конфликту. Трамп решил потянуть интригу и отправил на конференцию Вэнса. Думаю, это сделано для того, чтобы оставить себе пространство для маневра, сняв при этом всю необходимую информацию от партнеров — в первую очередь, по НАТО.
«СП»: Как на повестке мероприятия отразится разговор Трампа с Путиным? Чего ждут от конференции в Европе и на Украине? Что изменилось в ожиданиях?
— Несомненно, разговор мировых лидеров станет главной темой для обсуждения в кулуарах. Любопытно, что Трамп пообещал диалог между представителями России, Украины и США в Мюнхене. Как это будет происходить при официальном отсутствии российской делегации в числе приглашенных, не очень понятно. Но если бы подобное произошло, то стало бы главным событием конференции.
«СП»: А нам-то чего ждать от этого мероприятия? Или мы не участвуем, поэтому всё равно?
— Как избрание нового президента США отразится на дальнейшем развитии событий на Украине — пожалуй, это единственный вопрос, который нас точно интересует. В этой связи интересно, как примут союзники посланника Трампа. Но важен, конечно, и Ближний Восток, который, несомненно, в Мюнхене будет обсуждаться: Сирия, палестино-израильский конфликт. Сейчас формулируется политика Трампа по всем направлениям. И важно, как ее воспримут союзники. Я бы последил на конференции именно за этим.
«СП»: Есть ли будущее у МК? Или у кого-то на Западе уже проявляется понимание того, что этот формат бессмыслен?
— Россия не участвует в Мюнхенской конференции с 2022 года. Любой диалоговый формат, посвященный международной безопасности, без участия России бессмыслен.